На политических кухнях ведущих международных игроков наступил момент, когда давно заготовленные "меню" начинают воплощаться в готовые блюда. Названия их будут известны уже в ближайшие недели, если не дни. Масками "агрессоров" и "миротворцев", конечно, никто меняться не будет, однако и сохранить их в изначальном виде вряд ли кому-то удастся.
Сегодня в Москве побывает канцлер ФРГ Герхард Шредер. Как сообщил "НГ" информированный источник, Ирак станет главной темой его переговоров с Владимиром Путиным.
В понедельник США, Великобритания и Испания внесли в СБ ООН новый проект резолюции по Ираку, суть которого в том, что режим Саддама Хусейна "не воспользовался последней возможностью, предоставленной ему резолюцией # 1441". В проекте не содержится положения о том, что Совбез санкционирует военную акцию. Однако всем ясно: если "скрестить" новую резолюцию с ноябрьской (1441-й), то как раз и получается одобрение силового варианта: ведь осенью члены СБ ООН единогласно пообещали Багдаду "серьезные последствия" в случае его неподчинения требованию разоружиться.
В общем, сейчас в Нью-Йорке как раз и готовится вердикт о том, что режим Саддама отказался разоружиться, следовательно, последний попадает под заклание сильных мира сего. Вопрос теперь заключается в том, кто и какую роль в СБ и на международной арене в целом готовится сыграть в ближайшие недели.
Судя по всему, в оставшиеся до рассмотрения новой резолюции дни основные игроки будут предпринимать усилия по двум основным направлениям. Первое: пытаться найти альтернативный путь решения проблемы (например, самоотречение Саддама с последующим отъездом в политическое изгнание). И второе: одновременно - с учетом малой вероятности такого исхода - застолбить свои экономические интересы в Ираке и при этом не предстать перед арабской улицей и экстремистами в роли "пособников американских агрессоров". При этом уже мало что зависит от того, пройдет ли вторая резолюция в СБ ООН или нет - ведь США готовы действовать в одностороннем порядке, а все другие игроки исходят именно из этой посылки.
Скорее всего Саддам прекрасно ощущает, что все уже по большому счету решено и что "противники войны" давно начали делить шкуру неубитого медведя, вовсе не желая портить из-за него свои отношения с Соединенными Штатами. Иначе, к примеру, Саддам вряд ли бы сделал накануне визита в Багдад Евгения Примакова заявление перед делегацией российских левых о том, что предыдущие визиты того же Примакова (в 1991 году), мол, ввели Багдад в заблуждение, став, по сути, "вероломным обманом" с российской стороны. Сам факт публикации подобной ремарки в арабской газете "Аш-Шарк аль-Аусат" уже после отбытия Примакова имеет знаковое значение. А именно: иракский режим не испытывает никаких иллюзий относительно способности и желания Москвы (разыгрывающей, по выражению "Файнэншл таймс", экономическую карту в Ираке) защитить его.
В то же время Багдад не теряет надежды добиться того, чтобы антивоенные сантименты на Западе и в России вылились в позицию, направленную, по сути, на защиту нынешнего иракского режима. Вот почему в Багдаде с удовольствием принимают из-за рубежа активистов, желающих стать живым щитом вокруг иракских объектов. И вот почему тем же левым во главе с Зюгановым Саддам сказал, что США, "преследуя друзей России, в частности Ирак, на самом деле метят в саму Россию".
Похоже, та и другая стороны в оставшиеся до войны недели вовсю занимаются масштабным международным пиаром. Прокомментировать ситуацию мы попросили Николая Злобина из вашингтонского Центра оборонной информации. Вот его мнение:
"Мало кто обращает внимание на то, что идет колоссальная кампания дезинформации, в первую очередь со стороны США. И она ведется достаточно успешно, создается впечатление, что сейчас уже никто ничего не понимает. Кто - "за", кто - "против", кто и когда будет нападать... Происходят десятки и сотни "сливов", и все они друг другу противоречат. И, судя по всему, некоторые страны активно и осознанно участвуют в этой кампании. Поэтому нельзя на веру воспринимать то, что говорится в разных столицах. Особенно это правомерно для стран Ближневосточного региона, многие из которых "под столом" поддерживают США, а в официальном качестве выражают протесты. Саддама надо запутать не только с точки зрения того, когда начнется операция, но и с точки зрения того, какие страны будут непосредственно участвовать, какие - опосредованно, кто будет оказывать политическую поддержку, кто информационную, транспортную и т.д. В общем, на мой взгляд, между различными заинтересованными странами есть определенная координация. Ведь американцам надо думать, как защитить своих потенциальных союзников после начала конфликта. Да и последние сами об этом думают".