Не успел завершиться кризис внутри НАТО по вопросу об оказании "превентивной военной помощи" Турции, как возникла серьезнейшая перепалка между объектом такой "помощи" и теми, кто ее вознамерился оказывать.
Внешне все выглядит почти комично: "защищаемого" всеми силами уговаривают принять защиту, при этом предлагают огромные деньги, а тот не выказывает особого желания быть "защищенным", заявляя, что - с учетом почти единодушной оппозиции внутри страны войне с Ираком - готов поставить вопрос на рассмотрение парламента лишь при условии значительно большей суммы "отступных". В течение последних недель американцы последовательно повышали сумму этих "отступных", доведя пакет предлагаемой экономической помощи до 26 млрд. долларов. Тут и прощаемые 5 млрд. долга, и безвозмездные гранты на 2 млрд. долл., и долгосрочные льготные кредиты.
Однако туркам этого показалось мало: они потребовали 10 млрд. в виде грантов (в том числе пять миллиардов прощенных долгов), а также 20 млрд. в виде долгосрочных кредитов. И это не считая того, что им хотелось бы получить добро на длительное военное присутствие в северном Ираке и получение контроля над нефтяными месторождениями в североиракской провинции Киркук.
Цена вопроса огромна: Вашингтон хочет получить разрешение на размещение на северных подступах к Ираку 80 тысяч своих военнослужащих (еще недавно речь шла о 40-50 тысячах). Понятное дело, что войска эти будут использованы в боевых действиях против Ирака.
Как полагают военные эксперты, задержка с открытием "северного фронта" может чрезвычайно затруднить военную операцию против Ирака. Вашингтон, как сообщает агентство "Ассошиэйтед пресс", "требует от Турции быстрого ответа на предложение США". И хотя, как сообщил агентству высокопоставленный чиновник администрации Буша, крайнего срока Вашингтон Анкаре не выставил, тем не менее, как заявил госсекретарь США Колин Пауэлл после позавчерашней встречи с генсеком НАТО Джорджем Робертсоном, решение данного вопроса не требует отлагательства.
Робертсон, кстати, встретился в эти дни в Вашингтоне со всеми высшими руководителями США: президентом Бушем, вице-президентом Диком Чейни, шефом Пентагона Дональдом Рамсфелдом и советником президента Кондолизой Райс. В пресс-службе альянса в Брюсселе в ответ на просьбу "НГ" не пожелали комментировать визит Робертсона в Вашингтон. Воздержался от ответов на вопросы корреспондентов и сам генсек НАТО. Как и принимавший его Буш. Выйдя к журналистам, они, по сути, ограничились формальным выражением удовлетворения тем, что альянс смог наконец достичь договоренности о помощи Турции на случай войны против Ирака. И ни слова о том, зачем генсек НАТО пожаловал в Вашингтон. Впрочем, всем очевидно, что цель его визита состоит в том, чтобы наметить с американцами дальнейшие шаги по координации действий между НАТО и "коалицией желающих" принять участие в военной операции против Ирака.
Вся интрига "турецкого базара" (как окрестили журналисты новый раздрай в рядах союзников) состоит в том, что до конца этой недели созыва парламента в Турции для рассмотрения искомого вопроса не планируется. А это означает, что тогда Пентагону придется переориентировать транспортные корабли с военнослужащими на борту, уже направляющиеся к берегам Турции, на другое направление. Не исключено, что американским войскам придется высадиться в Болгарии. Иначе зачем в Софию срочно вылетал в прошлый понедельник тот же Робертсон, сумевший выкроить время для молниеносного визита сразу же после марафонского заседания комитета по военному планированию НАТО. Впрочем, официально это было представлено так, будто генсек приезжал в Софию, чтобы поздравить высшее руководство и народ страны с получением в ноябре прошлого года официального приглашения вступить в альянс.
Американцам очень хочется максимально расширить состав участников предстоящей операции, которые могли бы заняться, так сказать, вспомогательными задачами. К примеру, Чехия могла бы предоставить части для защиты против химического и бактериологического нападения, кто-то может предоставить специалистов по разминированию и т.д. В штаб-квартире НАТО не исключают, что в случае одобрения СБ ООН силовой операции против Ирака к выполнению вспомогательных функций могут подключиться и страны - партнеры НАТО, включая Россию и Украину. Натовцев особенно интересуют возможности этих стран по части военно-транспортной авиации.
Отвечая на уточняющий вопрос "НГ", источник в НАТО сказал, что не исключает того, что "в случае принятия СБ ООН политического решения какая-то роль найдется и для российских ВС". Под этим, как разъяснил другой эксперт, может рассматриваться помощь со стороны России в отражении нападения с применением ОМУ на коалиционные войска, а также вводимые сразу вслед за ними миротворческие контингенты ООН (если опять-таки СБ примет соответствующую резолюцию).