Эдуард Шеварднадзе категорически опроверг сообщения ряда СМИ о том, что Грузия готова предоставить США свои военные аэродромы для ударов по Ираку.
Между тем Единая коммунистическая партия Грузии и "Народно-патриотический союз Грузии" провели перед посольством США в Тбилиси акцию протеста под лозунгами "Руки прочь от Ирака" и "Прекратить втягивание Грузии в военные блоки". Как заявил журналистам один из лидеров ЕКПГ Вильгельм Махарадзе, если Шеварднадзе уступит американцам воздушное пространство страны и военные базы, это приведет к обострению ситуации в Грузии и в регионе в целом. По его словам, такой шаг Тбилиси приведет к противостоянию с Азербайджаном, Арменией и Россией.
С военной точки зрения использование грузинских авиабаз представляется весьма привлекательным. США испытывают недостаток аэродромов для операций в северной части Ирака. Американские ВВС имеют в этом регионе всего одну крупную базу - Инджирлик в юго-восточной Турции, однако в случае войны она будет перегружена боевыми самолетами.
Еще более важно другое. Ведение боевых действий американской армией сопряжено с потреблением огромных ресурсов, которые порой можно доставить только по воздуху. При этом основным лимитирующим фактором становится пропускная способность аэродромов. Дополнительные аэродромы в Грузии позволили бы организовать воздушный мост по глобальному маршруту США-Южная Европа-Грузия-северный Ирак.
Базы в Грузии могут быть использованы и для боевой авиации - Инджирлик и Тбилиси находятся на одинаковом расстоянии от Багдада (950 км). А летать на бомбежку северных районов Ирака из Грузии можно без дозаправки, что резко увеличивает интенсивность ударов.
Несмотря на то что американцам аэродромы нужны, а у Шеварнадзе они есть, сделка вряд ли состоится. Проблема в том, что техническое состояние авиабаз не позволяет американцам их использовать. В советские времена военные использовали в Грузии 20 аэродромов с бетонными взлетно-посадочными полосами. Однако за последние 10 лет они пришли в запустение. Ремонтные работы не велись с 1980-х годов. По оценке информированного эксперта российских ВВС, радио- и светотехническое оборудование разграблено сборщиками цветного металла, а у того, что осталось, износ достиг 75%. Даже самый подходящий для базирования аэродром Вазиани может принимать самолеты только в светлое время суток при условии хорошей видимости.
Источники в ВВС сообщают, что две подходящие американским тяжелым транспортникам по размерам взлетные полосы - Вазиани и Тбилиси - изношены на 85-95%. Бетонные осколки, образующиеся после каждой посадки, представляют угрозу американским самолетам, рассчитанным только на высококачественные аэродромы.
Аэродромы в Грузии, конечно, можно привести в порядок. Однако это потребует времени и немалых средств. Достаточно сказать, что, когда несколько лет назад российские военные эксперты изучали возможность ремонта взлетной полосы в Гиссаре (Таджикистан), минимальная ремонтная смета составила 18 млн. долл.
По оценке источников "НГ", единственной реальной ценностью для Пентагона может быть международный аэропорт Тбилиси, однако для использования придется резко сократить полеты гражданской авиации.
Тбилиси