Ядерные амбиции КНДР могут обернуться войной против нее.
Фот Reuters
Сегодня Совет директоров МАГАТЭ второй раз с начала этого года обсудит вопрос о ядерной программе Северной Кореи. Одновременно в Москву и Пекин прибывают спецпосланники избранного президента Южной Кореи Но Му Хена для обсуждения того же вопроса. А вчера южные корейцы обратились к прибывшему в Сеул Высокому представителю Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьеру Солане с просьбой направить делегацию в Пхеньян с целью попытаться убедить северян прекратить свою ядерную программу и вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия.
Резко возросшая дипломатическая активность ведущих международных игроков происходит на фоне усилившейся непримиримости позиций, с которых выступают Вашингтон и Пхеньян. Представители КНДР чуть ли не ежедневно повторяют, что США готовят агрессию против их страны, а коли так, то Пхеньян, в свою очередь, имеет полное право нанести превентивный удар по американским войскам в Южной Корее. Администрация Буша реагирует на это заявлениями о том, что никаких планов нанесения удара по КНДР она не вынашивает, а, напротив, выступает за урегулирование вопроса дипломатическими средствами. Почти все заинтересованные стороны (включая США, Россию, ЕС, Японию и Южную Корею) выступают за решение проблемы с международным участием. Однако Пхеньян настаивает, что любое продвижение на данном пути возможно лишь в результате прямых двусторонних переговоров между КНДР и США и - как часть общего пакета - заключения между ними пакта о ненападении.
Когда представители США на днях заявили о своей готовности к переговорам лишь в международном формате, Пхеньян расценил это как "широкомасштабный обман", прикрывающий планы подготовки агрессии против КНДР. В Пхеньяне - и об этом вчера вновь заявило официальное агентство ЦТАК - уверены, что все действия Вашингтона направлены на "удушение" Северной Кореи. Как прямую угрозу нанести "превентивный" удар по Северной Корее воспринял режим Ким Чен Ира и сделанное президентом Бушем заявление о том, что Вашингтон "рассматривает все варианты урегулирования ядерной проблемы". Не послужило разрядке атмосферы также высказывание шефа Пентагона Дональда Рамсфелда, назвавшего Пхеньян "террористическим режимом".
Сегодня в штаб-квартире МАГАТЭ может быть принято решение, чреватое далеко идущими последствиями. Если Совет директоров этой организации (объединяющей 35 стран) выскажется в пользу вынесения на СБ ООН северокорейского вопроса с прицелом на принятие резолюции о применении санкций против КНДР, тогда... Пхеньян уже предупредил, что воспримет такое решение как "прямое объявление войны", что дает ему моральное право первому нанести превентивный удар.
Тем более что у КНДР есть для этого немало иных оснований. Ведь свои декларативные угрозы американцы подкрепили конкретными действиями: привели в состояние повышенной боеготовности часть своих ВВС в Северо-Восточной Азии. Японцы, в свою очередь, начинают готовиться к возможному повторению Пхеньяном того, что уже было в августе 1998 года: испытательным запускам северокорейских ракет над Японскими островами. И в Токио уже в открытую поговаривают о возможности - в свете создавшейся ситуации - пересмотра Конституции страны, запрещающей использование сил национальных ВС за пределами собственно японской территории (намек на возможность их подключения к "карательной экспедиции" против КНДР).
Еще один ключевой момент - растущая политическая поляризация в Южной Корее. С одной стороны, ее новый президент, кажется, готов сделать все возможное - вплоть до увеличения экономической помощи и различных уступок северянам - для смягчения напряженности и создания условий для эвентуального объединения страны. С другой стороны, в Сеуле - не без содействия американцев - растут настроения в пользу более жесткой политики в отношении Пхеньяна. При этом все чаще раздаются голоса о возможности применения силовых мер в отношении северян.
Американцы как бы пытаются усидеть на двух стульях: с одной стороны, не допустить выхода ситуации вокруг ядерной проблемы КНДР из-под контроля, с другой - предотвратить полную нормализацию обстановки на Корейском полуострове, в результате которой две Кореи могут объединиться, и тогда 50-летний стратегический союз Сеула и Вашингтона прикажет долго жить. Со всеми вытекающими последствиями и прежде всего потерей военных баз в Южной Корее, которые так нужны Вашингтону для сдерживания усиливающегося Китая.