0
827
Газета В мире Интернет-версия

03.02.2003 00:00:00

"Колумбия" отрезала Россию от космоса

Тэги: сша, трагедия, колумбия, мкс


сша, трагедия, колумбия, мкс Старт следующего челнока отложен на неопределенно долгий срок, за который МКС успеет превратиться в летающий памятник пилотируемой космонавтике.
Фото Reuters

Трагедия космического челнока "Колумбия" ставит под угрозу существование Международной космической станции. А вместе с нею - и российскую космическую программу, ориентированную в первую очередь на обслуживание МКС.

Гибель семи астронавтов и самой "Колумбии", заходившей на посадку на высоте около 62 км над Техасом, стала настоящей катастрофой для американской космической политики. Но не только для нее. "Международная космическая станция без "Шаттлов" нормально существовать не может, - заявил корреспонденту "НГ" специалист Государственного космического центра имени М.В. Хруничева, ведущего предприятия ракетно-космической отрасли, попросивший не называть его имени. - Да, трижды в год к МКС летают российские "Прогрессы" - но они доставляют преимущественно топливо, а основные грузы идут "наверх" на "Шаттлах". Да, раз в полгода на станции меняются пристыкованные к модулю "Звезда" "Союзы" - но они служат только "спасательными шлюпками" на случай экстренного покидания станции экипажем, а экспедиции меняют теми же "Шаттлами". Другими словами, если оставшиеся в распоряжении США челноки "Индевор", "Дискавери" и "Атлантис" встанут на прикол на время расследования катастрофы с "Колумбией" (а так скорее всего и случится), а потом их будут дооборудовать по выводам аварийной комиссии, международные партнеры должны принимать по поводу станции какое-то решение".

Генерал армии, бывший глава Гостехкомиссии при президенте РФ Юрий Яшин также выразил сомнение в том, что корабли "Союз" и "Прогресс" могут взять на себя существенную часть нагрузки. "Это требует сложных договоренностей, - заявил он в интервью корреспонденту "НГ". - Использование "Союзов" и "Прогрессов" - возможный вариант, но он не решит всех проблем обслуживания МКС, заложенных совместной программой. Американцы, по моему представлению, бросят все силы и средства на выявление причин. Это может занять несколько лет, и затем будут приняты решения о создании новых систем или продлении ресурса существующих аппаратов".

Вчера к МКС должен был отправиться очередной "Прогресс"; он доставит топливо и запасы, которые позволят нынешнему экипажу продержаться до конца июня. Однако в марте "Шаттл" должен был экипаж сменить. Космонавты, вероятно, вернутся на Землю на борту "Союза-спасателя" (собственно, для того он на станции и нужен). Но что будет с МКС дальше - пока не понятно.

Впрочем, генерал Юрий Яшин не считает, что катастрофа поставит крест на пилотируемой космонавтике. "Первая причина этого - политическая, - подчеркнул он корреспонденту "НГ". - Мы и американцы нанесем себе политический ущерб, прекратив пилотируемые полеты. Вторая причина состоит в том, что прекращение освоения космоса нанесет большой ущерб развитию не только ракетно-космической отрасли, но и всей промышленности. Наконец, такое решение остановит развитие военного дела".

В этом вопросе солидарен с ним и другой российский эксперт - заместитель гендиректора НИИ космического приборостроения, бывший начальник ракетно-космического вооружения РВСН, генерал-лейтенант Валерий Субботин. "Автомат никогда не заменит человека, - уверен он. - Развитие пилотируемой космонавтики должно идти несмотря ни на что. Хотя какая-то корректировка программы МКС потребуется. Отмечу, что в рамках бюджета нашей космонавтики - 8-10 миллиардов рублей в год против 14 с лишним миллиардов долларов у НАСА - мы не сможем самостоятельно развивать свою пилотируемую программу".

В декабре прошлого года на встрече глав космических агентств в Токио глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев предложил расширить участие России в проекте - дескать, мы готовы делать больше "Союзов" и "Прогрессов", только нужно, чтобы за это кто-нибудь заплатил. Однако в любом случае производственный цикл изготовления этих аппаратов - около двух лет, и даже если спешно изыскать деньги на временную замену "Шаттлов" нашими кораблями - раньше 2005-го ничего построить не удастся. Так что МКС, вероятно, какое-то время проведет в беспилотном режиме - вряд ли НАСА пойдет на продолжение эксплуатации "Шаттлов" до выяснения и устранения причин катастрофы.

Однако генерал Валерий Субботин уверен, что "Союзы" и "Прогрессы" могут взять на себя часть нагрузки по обеспечению полета МКС: "У нас потенциал огромный, наш завод в Самаре сохранен и готов решать эту задачу. Проблема только финансовая: плати деньги и получай космические аппараты. Однако американцы должны внести в это свой вклад, поскольку в рамках утвержденного госзаказа назначение каждого рубля уже утверждено".

Заместитель генерального директора российского ЦНИИ машиностроения Николай Паничкин буквально за несколько дней до катастрофы с "Колумбией" рассказал о сенсационном предложении "Росавиакосмоса": построить совместно с европейцами (читай - за европейские деньги) принципиально новый многоразовый транспортный корабль для МКС, не использующий даже задела по "Бурану". "Хотя что именно предлагается Европейскому космическому агентству, до сих пор не понятно, после трагедии 1 февраля предложение России может оказаться кстати. Но только, конечно, на стратегическую перспективу: если выяснится, что "Шаттлы" отлучены от космоса всерьез и надолго, если не навсегда", - подчеркнул источник "НГ" в "Росавиакосмосе", комментируя данное заявление.

Выступивший с обращением к стране президент Буш, конечно же, заверил, что, несмотря на тяжелую потерю, американцы продолжат свое "космическое путешествие". Но уже сейчас очевидно, что помимо потери людей и дорогостоящего космического самолета (когда их вводили в строй в начале 1980-х, стоимость одного челнока оценивалась примерно в 1 млрд. долларов; с тех пор цены выросли весьма существенно, и только однократное межполетное обслуживание стоит около половины этой суммы) американцы - а вместе с ними и остальное космическое сообщество - рискуют надолго потерять пилотируемую космонавтику вообще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
451
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
456
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
560
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
378

Другие новости