Четвертую годовщину вступления Уго Чавеса в должность президента (2 февраля) Венесуэла встречает в условиях острейшего социально-экономического и политического кризиса. Праздник явно невеселый. К тому же эта дата совпадает с двумя месяцами беспрецедентной забастовки. Она парализовала деловую активность, многие отрасли промышленности, в первую очередь нефтяную. Добыча и экспорт черного золота упали до рекордно низкой отметки, обесценилась национальная денежная единица - боливар, страна приблизилась к порогу объявления дефолта по внешнему долгу, превысившему отметку в 30 млрд. долл. Демонстрации не прекращаются.
Победа на выборах 1998 года бывшего мятежного подполковника породила эйфорию и большие надежды. Позднее начались острые конфликты, не затухающие по сей день. Противники власти сплотились в рамках Демократического координационного комитета, в который вошли свыше тридцати партий и организаций. Его цементирует альянс двух объединений - предпринимателей и профсоюзов - Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций и Конфедерации трудящихся Венесуэлы. К шестимесячному "юбилею" трагических апрельских событий 2002 года - перевороту и контрперевороту - оппозиция преподнесла главе государства памятный подарок, вывела на улицы Каракаса около 1 млн. граждан.
Она требует незамедлительной отставки президента либо проведения референдума о досрочном прекращении его полномочий. Чавес стойко держит удар, заявляет, что ни при каких условиях не покинет свой пост. Что же касается референдума, то согласно статье 72 действующей Конституции отзыв любого выборного лица возможен лишь по истечении половины его мандата и при наличии соответствующего количества подписей избирателей. Так вот, оппозиция уже собрала и представила в Национальный избирательный совет необходимое число подписей. Но Верховный трибунал юстиции признал незаконным проведение референдума, намечавшегося на 2 февраля. Причина в том, что половина президентского срока истекает лишь в августе 2003 года. Возник очередной повод для обострения конфликта.
Закавыка с датой объясняется тем, что Чавес дважды избирался на свой пост, вторично в конце июля 2000 года, а в августе вновь присягнул, на сей раз уже другому парламенту - однопалатной Национальной ассамблее. Отсюда идет отсчет времени.
Теоретически имеется и другой вариант преодоления кризиса. На пути внесения поправок в Конституцию с целью сокращения президентского срока с 6 до 4 лет. Но он сопряжен с длительными юридическими процедурами. Процесс даже при самом благоприятном стечении обстоятельств растянется на несколько месяцев. В сложившихся условиях наиболее оптимальным способом разрешения конфликта мог бы стать аннулирующий референдум в августе. В случае если в процентном отношении против Чавеса выскажется не меньше избирателей, чем поддержало его при избрании, то должность президента окажется вакантной. И тогда предстоят досрочные выборы.
Тем временем переговоры между властью и оппозицией, стартовавшие после апрельских событий минувшего года, явно буксуют, несмотря на титанические усилия Генерального секретаря Организации американских государств (ОАГ) Сесара Гавирии. В этой ситуации ряд государств, включая и Россию, выдвинули идею создания "Группы друзей Венесуэлы" с целью оказания содействия руководству ОАГ в поисках ненасильственного выхода из кризиса. Такая структура была учреждена 15 января 2003 года при активном участии президента Бразилии Лулы в составе 6 американских и европейских государств. Определенный оптимизм внушает и посредническая миссия лауреата Нобелевской премии мира Джимми Картера.
Однако, как показывает опыт соседней Колумбии, не следует обольщаться. Никакие посредники не помогут, пока сами венесуэльцы не продемонстрируют волю к нормализации обстановки. В обоих лагерях имеется предостаточно радикалов, настроенных весьма непримиримо.