Активность Франции и ФРГ в сфере укрепления ЕС (предложения о создании "Европейского союза безопасности и обороны", европейской прокуратуры, европейского уголовного регистра и европейской пограничной полиции) далеко не случайна. Именно сейчас перед ЕС встают новые проблемы, подвергающие его испытанию на прочность. Главной из них является перспектива войны с Ираком, к которой деятельно готовятся США, поддерживаемые некоторыми членами и кандидатами в члены ЕС, в то время как Франция и ФРГ высказываются за разрешение конфликта мирными средствами.
Наиболее решительно против нападения на Ирак выступает канцлер ФРГ Герхард Шредер, что и понятно: после агрессии НАТО против Югославии, не получившей одобрения со стороны широких слоев населения Германии, правящие там социал-демократы и "зеленые" должны опровергнуть сложившееся мнение о том, что они являются "партиями войны". Франция более сдержанна и не исключает своего участия в военных действиях против Ирака, если СБ ООН примет соответствующее решение. Но поскольку Франция является постоянным членом Совета Безопасности и может в этом качестве блокировать любую его резолюцию, то по существу французская позиция совпадает с германской.
Еще несколько лет тому назад совместного демарша Франции и Германии было бы достаточно, чтобы определить общую линию Европейского союза. Даже традиционно оппозиционные англичане не всегда были в состоянии воспрепятствовать этому. Тем более что после де Голля ни французы, ни подавно уж и немцы не дерзали подвергать публичному сомнению политику США.
Однако сегодня расхождения с Соединенными Штатами стали фактом, который внес острую струю напряжения во взаимоотношения внутри ЕС. И если Италия после некоторых колебаний все же присоединилась к линии Франции и ФРГ, то восточноевропейские кандидаты в члены ЕС (являющиеся одновременно новыми членами и кандидатами в члены НАТО) остаются верными США. Американцы не оставили это обстоятельство без внимания: из заявлений американского министра обороны Дональда Рамсфелда прямо следует, что Вашингтон делает ставку на "новую Европу", в то время как Франция и ФРГ представляют-де не имеющую будущего "старую Европу".
Для России небезразлично, как складываются дела в мире, тем более в ее непосредственном соседстве. Канули в вечность времена, когда любой разлад в западном лагере автоматически вызывал тихую радость в Москве. Сегодня наш интерес состоит в предотвращении конфликтов не только по периферии наших границ, но и вдали от них. В этом смысле позиция Франции и ФРГ в отношении возможной войны с Ираком нам ближе и понятнее.
В то же время мы теснее, чем западноевропейцы, принимаем к сердцу заботы американцев, испытавших на себе 11 сентября 2001 года всю бесчеловечность международного исламского терроризма. Для нас, переживших в октябре 2002 года трагедию "Норд-Оста", разгром терроризма во всемирном масштабе остается главной задачей - так же как для американцев. Весь вопрос в том, поможет ли война с Ираком выполнению этой задачи или осложнит его. Мы никак не можем дать благословение действиям, которые способны ослабить глобальную антитеррористическую коалицию - основное условие спасения мировой цивилизации.
Как представляется, единственный выход заключается в утверждении авторитета СБ ООН и его компетенции в области разрешения международных кризисов. И здесь стоит прислушаться к "старой Европе", накопившей столь громадный опыт как в развязывании конфликтов, так и в их урегулировании.