Как и предсказывали аналитики, убедительную победу на выборах 28 января одержала правая партия "Ликуд", возглавляемая премьер-министром Ариэлем Шароном. Согласно предварительным данным, у "Ликуда" 37 мандатов из 120. У левой "Аводы" всего лишь 19 мандатов - наихудший результат за всю историю.
В итоге правый лагерь получил около 70 мандатов, левый - около 35 (включая арабские партии). Остальные мандаты уходят центристам. В течение ближайших 45 дней, отмеренных законом, новый (старый) глава правительства должен сформировать коалицию.
Вариант первый: так называемое правительство национального единства. Это - "Ликуд", "Авода", ШАС, "Ехдут хатора меухедет", "Мафдал", "Исраэль ба-Алия". Очевидное большинство в парламенте.
Вариант второй: светская коалиция. Главные участники: "Ликуд", "Авода", "Шинуй", "Исраэль ба-Алия", "Ам эхад". В итоге - пристойное большинство.
Вариант третий: коалиция без "Аводы". Это - "Ликуд", "Шинуй", "Ихуд леуми", "Мафдал", "Исраэль ба-Алия".
Вариант четвертый: узкая правая коалиция. Это - "Ликуд", ШАС, "Ихуд леуми", "Ехдут хатора меухедет", "Мафдал", "Исраэль ба-Алия".
На этом список реальных перспектив исчерпывается.
Итак, итог выборов 2003 года - зеркально противоположный выборам 1999-го. Население Израиля высказало явное доверие правому лагерю, тогда как всего три года назад не менее очевидное преимущество получил тогдашний лидер левого блока Эхуд Барак.
Чего ждут израильтяне от Ариэля Шарона? Безопасности, мира, преодоления экономического кризиса. В общем, того же самого, что и в феврале 2000 года, когда он сменил Барака на посту премьер-министра. Все это время правые оправдывались тем, что у них нет твердого большинства в кнессете. Теперь у них этого оправдания не будет.
Сразу после подведения первых итогов Шарон выступил перед своими сторонниками. Он заявил, что положение в Израиле критическое. К войне с террором может добавиться операция США в Ираке, а страна тем временем переживает экономический и социальный кризис. Решением этих проблем должно заняться новое правительство. При этом оно должно опираться на национальное единство, что, впрочем, не так просто.
Многие наблюдатели сегодня задаются вопросом, каким образом Шарон после своего переизбрания будет решать палестино-израильские проблемы и не окажется ли Израиль втянутым в войну против Ирака.
На эти вопросы "НГ" отвечает министр обороны Шауль Мофаз: "С самого начала нынешней волны насилия лидер Палестинской автономии Ясир Арафат вновь и вновь доказывал, что он поддерживает терроризм, - как призывами к насилию, так и прямой, в том числе финансовой, поддержкой террористической деятельности. Мы сделаем все возможное для дальнейшей борьбы c гнездами терроризма на территории Палестинской автономии и параллельно будем реагировать по мере необходимости на развитие событий на нашей северной границе. Израиль ни в коем случае не смирится с безнаказанным террором против своих сограждан.
Что касается военной операции против Ирака то США по-прежнему не сообщают о ее начале. В случае американской атаки на Ирак, нападение последнего на Израиль маловероятно. Вместе с тем мы готовы к любым возможным военным ударам и, в случае если таковые будут нанесены, сохраняем за собой право на военный ответ. Реакция Израиля не будет автоматической, но его право на самооборону не подлежит сомнению".
Тель-Авив