Часть российской делегации в ПАСЕ так и не услышала из уст лорда Джадда доклад о ситуации в Чечне. К моменту выступления Джадда в Страсбурге оставались 24 из 36 российских представителей. Глава российской делегации в ПАСЕ Дмитрий Рогозин, который собирался вчера отбыть в Литву, в самый последний момент решил остаться в Страсбурге. В Вильнюсе у него были запланированы переговоры о продлении ныне действующего режима пересечения российско-литовской границы российскими гражданами, следующими транзитом в Калининград. А глава комитета по международным делам СФ Михаил Маргелов и большая часть сенаторов покинули Страсбург еще в понедельник, чтобы успеть принять участие в выборах председателя Совета Федерации.
Отъезд части делегации, пришедшийся на главное заседание Ассамблеи по Чечне, был интерпретирован многими как бойкотирование доклада Джадда и принципиальный отказ участвовать в обсуждении проекта резолюции. Накануне политическая комиссия ПАСЕ отклонила практически все принципиальные поправки российской делегации к проекту резолюции и призвала перенести референдум по Конституции Чечни, запланированный на 23 марта, на более поздний срок.
Однако, как заявил "НГ" Дмитрий Рогозин, "отъезд части нашей делегации не стоит рассматривать как бойкот". Он подчеркнул, что утром состоялось заседание политических групп ПАСЕ, и Европейская демократическая группа, членом которой он является, поддержала позицию российской стороны о сроках референдума в Чечне.
Кроме того, политическая комиссия ПАСЕ, которую возглавляет Джадд, в итоге решила несколько видоизменить формулировку проекта резолюции по Чечне. Вместо прямого призыва перенести чеченский референдум на более поздний срок в документе зафиксирована озабоченность тем, что неободимые условия для проведения референдума едва ли будут обеспечены к 23 марта.
Что касается чеченской проблемы, то Рогозин сказал: "Ассамблея очень сильно подвержена эмоциям, часто не воспринимает объективные доводы, и лорд Джадд на этих эмоциях играет. По всей видимости, он просто пытается продлить удовольствие пребывания на своем посту, вот и все".
Референдум по Конституции состоится в любом случае, и состоится в те сроки, которые уже приняты Россией, сказал Рогозин. Такой же точки зрения придерживается представитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, встречавшийся вчера с председателем ПАСЕ Петером Шидером.
Как заявил "НГ" депутат Госдумы Николай Шаклеин, оставшийся в Страсбурге, доводы Джадда звучат неубедительно: "Часть тех проблем, к которым апеллирует Джадд, - как всеобщность и открытость референдума, вполне могут быть решены в срок". Что же касается возможности смещения Джадда с поста главы политической комиссии, то Шаклеин считает это маловероятным. Кроме того, по его словам, отставка Джадда ничего не изменит в отношении ПАСЕ к проблеме Чечни. "Ведь лорд Джадд выражает не только собственное мнение, но и мнение определенных кругов, обладающих здесь большим влиянием. Если сменят Джадда, то придет другой с такими же убеждениями и с такой же критикой".
Рогозин, известный своей эмоциональностью, пригрозил, что Россия может пересмотреть свое сотрудничество с ассамблеей в рамках совместной рабочей группы ПАСЕ-Госдума по Чечне, а также пообещал "сделать выводы касательно регулярных поездок в Чечню разных лордов-милордов". Однако его позицию, видимо, не разделяет Михаил Маргелов, избранный зампредом ПАСЕ. В Страсбурге он как раз говорил о том, что у Москвы нет никакой аллергии на сотрудничество с ПАСЕ. А присутствие ее наблюдателей в Чечне он назвал позитивным фактом.