Стоящая в оппозиции к кабинету Тони Блэра партия консерваторов предложила вчера внести еще более жесткие нормы, регулирующие приток в страну иммигрантов и беженцев. Лидер тори Иан Дункан Смит и "теневой" министр внутренних дел Оливер Летвин предложили, в частности, следующее: помещать всех прибывающих на Британские острова беженцев в фильтрационные пункты и держать их там до тех пор, пока они не пройдут проверку со стороны спецслужб. Тех же, кто будет признан представляющим опасность для безопасности Великобритании, отправлять восвояси.
Ссылаясь на правительственные источники, лондонская "Таймс" вчера сообщила, что строительство фильтрационного центра в Бедфордшире обойдется казне примерно в 90 млн. фунтов стерлингов.
На рассмотрении британского парламента уже находится новая, существенно более жесткая редакция закона о гражданстве, иммиграции и предоставлении убежища. Этот законопроект, разработанный МВД, призван перекрыть все "лазейки" для лиц, которые в лучшем случае являются экономическими иммигрантами, а в худшем - криминальными элементами и террористами.
Министр внутренних дел Дэвид Бланкетт расценивает иммиграционную ситуацию в стране как "напряженную". Ожидание терактов, предостерег он, может привести к тому, что "люди возьмут правосудие в свои руки". Подобные заявления звучат в Великобритании все чаще на фоне охватившего обывателей страха за свою безопасность. Недавний эпизод с обнаружением яда рицин на квартире арабских иммигрантов, подозреваемых в причастности к террористической группе, лишь подогрел страсти. В качестве еще одной иллюстрации "чрезмерной либеральности" существующего порядка приводится также эпизод принятия иммиграционными властями к рассмотрению прошения бывшего талиба, который, оказавшись уже в Лондоне, заявил, что в случае депортации его обратно в Афганистан его жизни угрожает опасность.
В подобных случаях просителю выдается документ, разрешающий временное (на период рассмотрения заявления) пребывание в Великобритании. И все это на основании статьи # 3 Европейской конвенции о защите прав человека. Она запрещает "пытки, бесчеловечное или унижающее обращение или наказание", создавая тем самым правовое основание для предоставления убежища лицам, для которых депортация на родину грозит обернуться репрессалиями.
Комментируя новый вариант закона, премьер-министр Тони Блэр заявил в интервью Би-би-си, что его кабинет твердо нацелен на более жесткие меры в отношении потенциально опасных иммигрантов и "мнимых" беженцев. При этом, указал он, если и подобные меры не помогут, тогда правительство вынуждено будет "фундаментально пересмотреть наши обязательства по Европейской конвенции по правам человека".
Тут же последовал шквал критики со стороны британских правозащитников и этнических меньшинств. Либералы же, в свою очередь, заявляют, что ни у властей, ни у консерваторов нет вещественных доказательств того, что те или иные иммигранты причастны к каким-то террористическим группам. Достаточно уже того, заявил представитель британских либеральных демократов Симон Хьюджес, что Британия единственной из стран Евросоюза ввела такую норму, как задержание подозреваемого без постановления суда.
Блэр оказался между двух огней: ведь с другой стороны на него мощно давят консерваторы. Тори обвиняют Блэра в "слабости" иммиграционной политики правительства, которое выпустило "ситуацию из-под контроля", вообще призывая выйти из Европейской конвенции.
Так или иначе, Лондон, не дожидаясь принятия нового закона, собирается ужесточить контроль не только на своих пунктах пропуска, но и по другую сторону Ла-Манша. Англичане будут добиваться от Парижа заключения соглашения, согласно которому офицеры британской иммиграционной службы будут нести дежурство в тех портах на французской территории, откуда иммигранты отправляются на Британские острова. Речь также идет о введении жестких квотных (для каждой страны в отдельности) ограничений на прием политических беженцев.
Сторонники выстраивания более мощного иммиграционного "шлагбаума" приводят такую цифру: в третьем квартале прошлого года с прошением на предоставление убежища к британским властям обратились, согласно данным МВД, 22,5 тыс. человек, рекордный за все годы уровень. По другим же данным, эта цифра превысила 29 тыс. При этом на первом месте, естественно, фигурировали выходцы из Ирака, далее следовали зимбабвийцы, сомалийцы, афганцы и китайцы.
Подавляющее большинство беженцев сначала различными путями, часто нелегальными, въезжают на территорию Великобритании, а уж затем приходят в местные органы власти с прошениями о предоставлении убежища и вспомоществования. Новое законодательство практически исключает возможность обойти правило, согласно которому претенденты на убежище должны будут отправлять свои первоначальные заявления из стран проживания, после чего сидеть и дожидаться ответа от британской службы иммиграции и натурализации.
Противники ужесточения иммиграционной политики ссылаются на то, что Великобритания на самом деле принимает не так уж и много беженцев: всего лишь 2% от регистрируемых ежегодно во всем мире. До сих пор примерно каждый десятый из просителей довольно быстро получал статус беженца, а каждый пятый из оставшихся получал право оставаться "в порядке исключения" в ожидании решения своей судьбы. В целом же без удовлетворения остаются прошения двух третей заявителей. Но после обжалования в суде примерно половина "обиженных" все-таки получает тот или иной статус, позволяющий остаться на Британских островах.