- Каждый день из Вашингтона раздаются угрозы, что США и их союзники могут начать боевые действия против Багдада. Какова ваша позиция по этому вопросу и что может предпринять ОИК для предотвращения войны?
- Я полагаю, что в ближайшие дни военная кампания против Ирака не начнется. Должно состояться еще одно заседание СБ ООН, на котором будет рассматриваться вопрос, как преодолеть кризис. Международные инспекторы в соответствии с резолюцией СБ ООН #1441 проверяют наличие у Ирака оружия массового уничтожения. Ирак должен максимально содействовать ускорению работы инспекторов. Работа еще не закончена, но противники Ирака по-прежнему обвиняют Багдад, что он якобы что-то скрывает.
В этой ситуации ОИК будет и далее предпринимать активные дипломатические усилия для того, чтобы предотвратить войну в регионе. Для нас особенно важно то, что Россия и Евросоюз против антииракской военной операции, поскольку боевые действия рикошетом ударят не только по системе международных отношений, но и по мировой экономике.
- Как вы смотрите на возможность отъезда Саддама Хусейна из Ирака?
- В СМИ многое сообщалось о подобных разговорах. В этой связи некоторые государства пытались оказать на нас давление, но вопрос о "перемещении" президента Ирака в какую-либо другую страну представляется надуманным.
- Многие наблюдатели опасаются, что война против Ирака приведет к распаду этого государства на суннитскую, шиитскую и курдскую части.
- Мы выступаем в защиту территориальной целостности и суверенитета Ирака, так же как и территориальной целостности и суверенитета Кувейта и любой другой страны. Вопросы взаимоотношений суннитов и шиитов в Ираке искусственно раздуваются в некую "межконфессиональную" проблему. То же самое можно сказать и в отношении курдов. Среди курдов есть сторонники независимости, но этот вопрос является внутренним делом Ирака.
- На выборах в Израиле, судя по всему, одержат победу Ариэль Шарон и его союзники. Каковы в таком случае перспективы палестино-израильского урегулирования?
- Ситуация очень серьезная и грозит обострить текущий палестинский кризис. Палестинцы занимают достаточно ясную позицию, выступая прежде всего за прекращение оккупации Израилем их страны. Они излагали ее на переговорах с Израилем, пока таковые были возможны. Правительство Шарона, в свою очередь, занималось разрушением палестинской инфраструктуры и строительством поселений на оккупированных территориях. Сейчас трудно предсказывать, как будут развиваться события, поскольку Ближний Восток становится как никогда взрывоопасным регионом. Параллельно развиваются два кризиса - палестино-израильский и иракский. Трудно понять, осознает ли Шарон, сколь опасным для его страны может оказаться постоянное унижение палестинцев.
- Но, согласно всем рейтингам, большинство израильтян поддерживают Шарона, в то время как популярность левых партий невелика.
- Дело не в партиях и не в идеологиях, а в стоящих за ними силах и выражающих их интересы политиках. Если бы Шарон обладал политической волей и не был бы запрограммирован на конфликт, то смог бы возобновить диалог с палестинцами. В конечном итоге его народ был бы ему благодарен.
- ОИК выступает за безусловное возвращение палестинских беженцев на родину. Но ведь на палестинских территориях помимо разрушенной инфраструктуры сейчас ощущается острейшая нехватка природных ресурсов, особенно воды.
- Израиль должен вернуть палестинцам их земли, поскольку другой родины у них нет. Проблема же воды - старейшая на Ближнем Востоке. Особенно острые споры ведутся вокруг бассейна реки Иордан. Это проблема не только палестинцев и израильтян, она затрагивает также интересы Сирии, Ливана, других стран. Однако о каких-то конкретных решениях можно говорить только после урегулирования палестино-израильского конфликта.
- Политический ислам за последние десятилетия стал влиятельной силой в мире. Как бы вы охарактеризовали так называемых исламских радикалов?
- Ислам - это единая религия, религия мира и любви. Мусульмане не поддерживают радикальные военизированные группировки, если вы это имеете в виду, ни в одной стране. Во многих мусульманских странах мы видим экстремистские группы, стремящиеся к установлению деспотических режимов, направленных против наших традиционных ценностей.