В течение четырех месяцев германское правительство должно будет предпринять меры для уменьшения бюджетного дефицита. Именно такой дедлайн, как ожидается, сегодня установят для Берлина министры финансов ЕС. От Италии они, очевидно, потребуют предоставления более детальных сведений относительно своей бюджетной и фискальной стратегии на период после 2003 года. Министры, возможно, не обойдут стороной и Францию - потенциального нарушителя Пакта стабильности и роста. Бюджетный дефицит, согласно правилам, установленным в ЕС, не должен превышать 3% от ВВП.
"Провинившиеся", похоже, паниковать не намерены, несмотря на ощутимые штрафы, предусмотренные для государств-нарушителей.
Например, борьба с безработицей и снижение налогов для Германии и Франции не менее важны, чем требования Брюсселя залатать дыры в бюджетах. "Правительство будет придерживаться своих обязательств, данных Евросоюзу, в тоже время соотнося их с тем, что было обещано французскому народу", - цитирует АП официального представителя французского правительства Жана Франсуа Копе. Шредер же говорит, что, учитывая сложный экономический контекст, Берлин не рассчитывает на снижение дефицита любой ценой.
По словам комиссара ЕС по вопросам монетарной политики Педро Солбеса, пока речь не идет о "немедленном" применении штрафных санкций, на которых, кстати, в свое время активно настаивала сама Германия. Многие аналитики также выражают сомнение, что до них вообще дойдет дело. Во всяком случае, несмотря на то, что уже две страны - Португалия с дефицитом в 3,4% и Германия с 3,75% - переступили запретную черту, прецедентов наказания пока нет.
Еврокомиссия между тем активно продолжает, по выражению французской "Монд", "колоть" провинившихся. Солбес со скепсисом подходит к прогнозам правительства ФРГ о сокращении бюджетного дефицита до 2,75% и экономическом росте в 1% в этом году и грядущему оздоровлению конъюнктуры. Потенциальная война на Ближнем Востоке, растущие цены на нефть ставят такие расчеты под сомнение, считает Солбес. И при таких показателях экономического роста (0,2% в 2002 году) остается риск, что ситуация прошлого года повторится и в нынешнем. Особых поводов для оптимизма не видит и влиятельная "Файнэншл таймс Дойчланд": "Даже если канцлер Шредер приступит к осуществлению коренных реформ, доверие иностранных инвесторов к экономике Германии подорвано на ближайшие несколько лет. Германия уже сейчас считается европейским больным... Застой в экономике может носить экстремальные формы, как это было в 30-е годы. Иногда же он принимает затяжной характер, как это имеет место в Японии, а теперь и в Германии. Поэтому неудивительно, что иностранные инвесторы списали ФРГ как еще одну Японию в архив, поскольку страна не в состоянии осуществить структурные реформы".
Лучше обстоят дела у Франции и Италии. Эти страны лишь приближаются к опасной черте. Согласно официальным данным, бюджетный дефицит первой на конец ноября 2002 года составил 58,6 млрд. евро против прогнозированных 46,8 млрд. Таким образом, это - 2,8% от ВВП. Правда, ВВП в последнем квартале 2002 года вырос во Франции на 0,2%. И все же эксперты считают, что прогнозы правительства на экономический рост в 2,5% в этом году могут не осуществиться. Еврокомиссия также предупреждает, что необходимо подходить к исполнению бюджета с особой жесткостью, учитывая тот факт, что после 2006 года демографические изменения в ЕС, в частности старение населения, будут протекать еще более активно со всеми вытекающими для бюджета последствиями.
По прогнозам министра экономики Италии Джулио Тремонти, несмотря на бюджетный дефицит в 2,1% в 2002 году, в 2004 году этот показатель составит 0,6%. Итальянцы полагают, что в их силах достичь после 2003 года экономического роста в 3%.