В то время как министр обороны Индии Джордж Фернандес договаривается в Москве о дальнейшем расширении индийско-российского военного сотрудничества, министр иностранных дел Пакистана Хуршид Касури готовится к срочному визиту в США. Исламабаду надо убедить Вашингтон в необходимости ликвидировать дисбаланс, сложившийся между Индией и Пакистаном в области обычных вооружений.
По мнению пакистанцев, превосходство Индии объясняет ее отказ от двусторонних переговоров и периодически приводит к жесткой конфронтации, появлению призрака новой войны. Под занавес прошлого года начался новый виток индийско-пакистанского противостояния. Президент Пакистана Первез Мушарраф заявил, что Исламабад вынудил Индию "демобилизоваться" и перестать "угрожать вторжением более чем полумиллионной армии", так как располагает силой, с которой нельзя не считаться. Он добавил, что если бы Индия все-таки решилась атаковать Пакистан, тот нашел бы "необычный ответ". Последнее замечание было воспринято как угроза применения ядерного оружия. Пакистанская сторона сразу же выступила с опровержением подобной трактовки слов своего президента. Сам Мушарраф несколько раз публично повторил, что считает ядерную войну безумием и имел в виду совсем другое - особую тактику, необычные приемы ведения боевых действий. Дели отреагировал весьма жестко. Джордж Фернандес подчеркнул, что в случае пакистанской ядерной атаки Индия "немного пострадает", но затем ответит так, что "сотрет Пакистан с лица земли".
Обострение конфликта наблюдается во всех областях двусторонних отношений. Вице-премьер и министр внутренних дел Индии Лал Кришна Адвани недавно объявил, что на территории его страны находятся свыше 11 тысяч пакистанских граждан с просроченными визами и ничто не мешает Дели начать процесс их принудительной высылки в Пакистан.
Группа американских экспертов недавно обнародовала возможные сценарии ядерного столкновения. В соответствии с первым из них ядерные удары ограничатся территорией Кашмира и приведут к гибели примерно 10 тысяч военнослужащих и 30 тыс. гражданских лиц. По второму сценарию, основанному на возможности атак на два крупных города - один в Пакистане (Лахор), а другой в Индии (Амритсар), - число жертв приблизится к полумиллиону. Третий сценарий тотальной войны с полным использованием ядерного арсенала и атаками на столицы двух государств заставляет предполагать, что только непосредственно от взрывов погибнут 12 млн. человек и огромное число людей пострадают от радиации.
Ко всему прочему Пакистан оказался напрямую связанным и с нынешним северокорейским кризисом. В мировой печати широко комментируются слухи (опровергаемые Исламабадом) о том, что он в свое время предоставил Пхеньяну секреты производства ядерного оружия и необходимое для этого оборудование. В обмен Пакистан якобы получил северокорейские прототипы своих тактических и стратегических ракет "Хатф" и "Гхори". Стало известно, что "отец" пакистанской атомной бомбы д-р Кадир Хан неоднократно посещал КНДР, а группа ученых оттуда присутствовала на испытаниях пакистанских бомб.
Предполагаемые пакистано-северокорейские ядерные контакты изрядно испортили отношения Исламабада с Токио. Озабоченность ядерной программой Пакистана выразила во время недавнего визита в Индию Иорико Кавагути - министр иностранных дел Японии. Дели воспользовался ее поездкой в Южную Азию, чтобы еще раз обвинить Пакистан в пособничестве терроризму. Но из-за того, что США как лидер международной контртеррористической кампании по-прежнему нуждаются в поддержке Исламабада, последнему удается избежать изоляции и ощутимых внешнеполитических потерь.