Не каждому посланцу мировой дипломатии позволено коснуться руки Ким Чен Ира.
Россия включилась в международную дипломатическую игру по умиротворению Пхеньяна, реанимировавшего ядерную программу, вышедшего на днях из ДНЯО и собравшегося возобновить пуски ракет средней дальности.
После вчерашней встречи с генеральным директором МАГАТЭ Мухамедом Эль Барадеем глава МИД РФ Игорь Иванов заявил о готовности задействовать "весь арсенал дипломатических средств в двустороннем и многостороннем форматах", дабы обеспечить соблюдение требований режима нераспространения и заключенных соглашений. Это есть, по мнению министра, ключевое условие нормализации ситуации на Корейском полуострове.
Донести позицию Москвы до Пхеньяна призван российский спецпредставитель замминистра иностранных дел Александр Лосюков. Уже сегодня он вылетает из Москвы. По дороге Лосюков сделает остановку в Пекине, который вдруг заявил, что готов предоставить свою "площадку" для проведения двусторонних переговоров между КНДР и США. Кстати, в Пекине только что побывал спецпредставитель президента США Джеймс Келли - человек, который прославился тем, что спустя полмесяца после своего последнего посещения Пхеньяна в октябре вдруг публично вспомнил о том, что представители КНДР на встрече с ним якобы "сознались", что в стране продолжаются работы по созданию ядерного оружия.
К посредническим усилиям собирается, кстати, подключиться и Австралия: МИД этой страны на следующей неделе отправляет в Пхеньян своего эмиссара, который попытается донести до руководства КНДР смысл новых высказываний Буша. Последний намекнул, что готов пойти на "смелую инициативу в случае если "они (северные корейцы. - "НГ") разоружатся и не будут разрабатывать ядерное оружие". В Вашингтоне при этом намекают, что речь может идти не только о возобновлении поставок мазута, продовольственной и экономической помощи, но и о предоставлении гарантий ненападения и даже возможности установления дипотношений.
Россия в данной ситуации попытается "не потеряться" и, в частности, взять на себя довольно деликатную миссию: восстановить отношения между Пхеньяном и МАГАТЭ, которое в КНДР сейчас называют не иначе, как "ставленником и подручным США". Игорь Иванов вчера поддержал призыв Эль Барадея к КНДР продолжать сотрудничество, восстановить мониторинг и обеспечить возвращение в страну инспекторов МАГАТЭ. В то же время в российских дипломатических кругах убеждены, что при всей желательности двустороннего диалога между КНДР и США безопасность на Корейском полуострове можно обеспечить лишь многосторонними усилиями всех заинтересованных сторон.
Такой же точки зрения придерживаются и в российских научных кругах. Профессор МГИМО МИД РФ, доктор исторических наук Валерий Денисов (он же наш бывший посол в КНДР в 1996-2001 гг.) считает, что сам факт возможного начала переговоров между КНДР и США нужно приветствовать независимо от места их проведения. Полезны, считает Денисов, любые форматы диалога, в том числе между КНДР и США, а также между Пхеньяном и Сеулом (21-24 января). Вместе с тем, сказал он в беседе с "НГ", проблемы комплексной безопасности Корейского полуострова вряд ли решатся без привлечения всех заинтересованных сторон, то есть двух Корей, России, Китая, США и Японии.
Между тем в дипломатических кругах идет спор о том, кто же - Москва или Пекин - имеет более действенные рычаги влияния на Пхеньян. Американцы склоняются к тому, что все же Пекин. Однако в Вашингтоне видят, что сама проблема нераспространения волнует китайцев гораздо меньше, чем возможность общего коллапса в Северной Корее, в результате чего миллионы граждан КНДР хлынули бы через границы в Китай. (В контексте нынешней ситуации следует рассматривать объявление Пекином о начале 6-месячных военных учений близ границы с КНДР.)
Как представляется, китайцы хотели бы получить в обмен за свои посреднические услуги на Корейском полуострове гораздо больше (в частности, по Тайваню), чем американцы готовы были бы дать. И в этих условиях позитивную роль могла бы играть позиция России. Она, как известно, сводится к тому, что стороны должны восстановить статус-кво, существовавший до ноября прошлого года, то есть вернуться к выполнению рамочного соглашения 1994 года. Для Северной Кореи это означает отмену своего решения о выходе из ДНЯО, а для США - восстановление поставок мазута и продолжение обязательств по сооружению двух легководных реакторов.