- Господин Исиба, как, по вашему мнению, развиваются контакты между оборонными ведомствами России и Японии?
- На прошлой неделе состоялся официальный визит в РФ премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, в ходе которого был подписан План действий. И сразу после этого мне удалось посетить Москву. То есть это первый шаг по пути реализации этого японо-российского плана. Обмен в области обороны составляет один из шести важных разделов данного документа. Я лично возлагаю большие надежды на результаты проведенных встреч с Сергеем Ивановым. В том смысле, что, во-первых, он является первым гражданским министром обороны России, во-вторых, что он пользуется глубоким доверием президента Владимира Путина и, в-третьих, что мы оба принадлежим к одному поколению. Иванов родился в 1953 году, а я младше его всего на четыре года.
С Сергеем Ивановым мы провели вместе почти шесть часов, включая встречу и переговоры на уровне министров обороны, ланч от имени главы российского военного ведомства и ужин от моего имени. Я пригласил Сергея Иванова посетить Японию с официальным визитом. Он с удовольствием принял мое приглашение.
Хотел бы отметить одно важное обстоятельство. Я думаю, что не бывает такого политика или руководителя, который пользуется 100-процентной поддержкой. Я слышал, что в адрес Иванова в качестве министра обороны высказываются определенное недовольство и критика. Я и сам нахожусь в таком же положении. Это вполне естественно. Ведь когда человек приступает к осуществлению той или иной реформы, то он всегда подвергается критике со стороны. В этих обстоятельствах мы смогли с Ивановым провести удивительно откровенный обмен мнениями, и в этом я вижу большой смысл проведенных в Москве переговоров.
Мы будем стремиться к тому, чтобы углублять контакты не только на уровне министров, но и на рабочем уровне. В том числе в форме взаимных визитов кораблей, а также проведения совместных учений.
- Какова возможная позиция Японии относительно участия в операции коалиционной группировки Запада против Ирака? Была информация, что в Персидский залив планируется послать японский эсминец.
- На данный момент мы не можем говорить с уверенностью, будет ли предпринята военная акция против Ирака со стороны США. Прежде всего мы надеемся, что Багдад будет серьезно воспринимать известную резолюцию СБ ООН и создаст все условия для беспрепятственного осуществления инспекций. Что касается военных действий, то, конечно, мы надеемся, что их не будет вообще. Но в том случае, если они все-таки начнутся, потребуется широкая поддержка со стороны международного сообщества.
Военные действия будут начаты, если вскроется факт обладания Ираком ОМУ, а также если иракское руководство откажется следовать резолюции СБ ООН. Если четко будут доказаны связи Ирака - например, с такими террористическими организациями, как "Аль-Каида". В этом случае Япония могла бы действовать в соответствии с законом о специальных мерах по противодействию международному терроризму. Согласно этому закону мы оказываем содействие странам, проводящим операцию в Афганистане.
Сейчас мы рассматриваем различные аспекты указанной проблемы и при этом принимаем во внимание все варианты возможных действий.
Что касается упомянутого вами эсминца, то корабли японских ВМС в этот регион в связи с проблемой Ирака не направлялись.
- Сергей Иванов выдвинул инициативу о том, что Россия и Япония могли бы развивать сотрудничество в области противоракетной обороны на ТВД. Не могли бы вы дать первую оценку в отношении этой инициативы?
- В настоящее время Япония проводит вместе с США совместные технологические исследования по ПРО. В основе этого лежат американо-японские союзнические отношения. Я так понимаю, что суть инициативы Иванова заключается в том, что система ПРО не должна принадлежать лишь определенным военным блокам, она должна использоваться заинтересованными странами. Иванов поделился со мной мнением о том, что Россия уже проводит работу в данном направлении со странами НАТО.
Я понял, что Иванов не занимает позицию, которая полностью отрицает развертывание системы ПРО. Я думаю, что его мнение имеет основания в том смысле, чтобы как можно больше стран извлекли пользу из обладания такой системой ПРО.
Я считаю, что важное значение имеет переход от прежнего понятия обеспечения баланса сил на основе взаимного устрашения к обеспечению безопасности на основе построения системы ПРО, которая необходима лишь для самообороны. В Японии мне хотелось бы тоже развивать дискуссию по таким вопросам, как и в каких рамках, в каком составе стран нам следует расширять систему ПРО. А также о том, каким образом система противоракетной обороны может привести к установлению мира в международном сообществе. По моему мнению, развертывание ПРО вовсе не означает дальнейшую эскалацию гонки вооружений.
Осуществляемая Японией программа по созданию системы ПРО прежде всего направлена против авантюристских режимов в качестве силы сдерживания.
В ходе дискуссии с Сергеем Ивановым я еще раз убедился в необходимости того, что нам нужно обеспечить успешный международный консенсус относительно нашей системы ПРО.
- Каковы ваши личные впечатления о Сергее Иванове?
- Господин Иванов является прагматически и остро мыслящим человеком, ведь он выходец из разведки. Но вместе с тем у меня сложилось о нем впечатление, что он является руководителем нового типа, который очень откровенно высказывается. Было бы хорошо, если бы он как можно скорее смог посетить Японию, чтобы объяснить оборонную политику России нашему народу.