0
721
Газета В мире Интернет-версия

13.01.2003 00:00:00

Япония получит острова

Тэги: япония, курилы, коидзуми, путин


япония, курилы, коидзуми, путин В ложе Большого театра Дзюнъитиро Коидзуми смог отдохнуть от Южных Курил.

Завершившийся вчера официальный визит в Россию премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в Токио считают "эпохальным". И в этом есть доля истины. Лидеры двух стран не просто подписали очередное совместное заявление, но и присовокупили к нему "Российско-японский план действий", этакую, как выразился Коидзуми, "путеводную карту", нацеленную на кардинальное улучшение отношений.

Идею принятия "Плана действий", как поведал журналистам представитель японской делегации, выдвинул на саммите "восьмерки" в Кананаскисе Коидзуми, а Путин его поддержал. Но по нашим данным, к этому давно подвигала японцев именно российская сторона. Иначе, по убеждению Москвы, весьма затруднительно обойти самые опасные "подводные камни" на пути заключения мирного договора и достижения полной нормализации двусторонних отношений.

И то и другое стороны еще при Ельцине договорились достичь "путем решения вопроса о принадлежности" четырех южнокурильских островов. Но в отличие от предыдущих заявлений на эту тему новый документ не содержит "торопливых" формулировок. Записанная в нем "решимость посредством энергичных переговоров по возможности скорее заключить мирный договор..." означает на деле, что стороны достигнут поставленной цели не ранее весны 2004 года, когда (и если) Владимир Путин вступит во второй срок своего президентства.

В той части российского истеблишмента, которая в принципе готова отдать Японии острова, давно шла речь о том, что это возможно лишь за адекватные откупные с японской стороны. Однако идея "острова в обмен на инвестиции" выглядела нереалистичной в силу хотя бы неблагоприятного инвестиционного климата в России. Поэтому, справедливо полагали скептики, формула: утром стулья (острова) - вечером деньги (частные инвестиции) в данном случае объективно не проходила. Как и обратный вариант (отвергавшийся японцами): утром деньги, вечером - стулья. "План действий", как отметил Путин, не строится на "сиюминутных экономических выгодах": замах здесь покруче, и "островная" проблема будет решаться постепенно, по мере выведения всего комплекса двусторонних отношений на принципиально новый уровень.

На переговорах с гостем в узком составе Путин заметил собеседнику: очень важно знать, что думает российский народ. За этими словами кроется очевидное: при всем понимании необходимости передать острова японцам нынешний хозяин Кремля крайне ограничен в свободе действий. А значит, "стулья" если и будут "проданы", то при условии "предоплаты" в виде широких шагов Японии по улучшению и развитию связей с нашей страной.

В ходе "узкой" встречи Коидзуми подтвердил "последовательную позицию в территориальном вопросе, которая состоит в том, что сначала необходимо решить вопрос с принадлежностью островов, а уж потом можно будет обсуждать сроки их передачи Японии". Причем, как отметил представитель японской делегации, Токио в случае достижения согласия с Россией намерен "гибко подходить к срокам возможной их передачи Японии".

Иными словами, японцы настроились на то, что маршрут по намеченной "карте" предстоит долгий, а значит, подписание соглашения о принадлежности островов и их фактическая передача могут быть разнесены по времени на долгие годы. А там, глядишь, заключим мирный договор, отношения разовьются до стадии всестороннего партнерства, японские инвестиции и экономическая помощь (а это и будет компенсацией за острова) достигнут ощутимых параметров. И в итоге возвращение островов воспримется российским обществом и истеблишментом так же спокойно - пусть это и не очень точная аналогия, - как передача Крыма Хрущевым Украине в 50-е годы.

Понятное дело, Путин сейчас - особенно после "сдачи" Калининграда - не может определиться с "принадлежностью" Южных Курил. Равно как и заниматься в открытую в оставшийся до выборов год соответствующим пиаром. Даже сроки визита Коидзуми были выбраны таким образом, чтобы это совпало с каникулами обеих палат нашего Федерального собрания: а то ведь в мае 2001 года, после встречи Путина с Мори, наши парламентарии такой хай подняли, что Москве пришлось срочно "притормаживать"...

У России в отношениях с Японией сейчас есть полный карт-бланш. Японцы хотят участвовать в освоении Дальнего Востока и Восточной Сибири, опасаясь, что в случае задержки там "окопаются" американцы и китайцы. Москве нужен Токио для содействия в нормализации отношений с Северной Кореей и снятия угроз, которые от последней исходят. Японцам позарез нужны российские нефть и газ - чтобы уменьшить зависимость от ближневосточной нефти. Наконец, стремительное усиление грозного соседа Китая, который имеет с Токио свою нерешенную (хотя японцы и отрицают ее существование) территориальную проблему - острова Сенкаку.

Японцы, как утверждают в осведомленных кругах, пришли в сильнейшее возбуждение, когда Москва предложила им подумать насчет возможности участия в реализации тихоокеанского - как альтернативы "китайскому" - маршрута нефтепровода из Ангарска. Если запасов нефти для северного маршрута будет достаточно, чтобы обеспечить ежегодную прокачку не менее 50 млн. тонн нефти (иначе проект не будет рентабельным), тогда японцы наверняка вложатся сами, предоставят выгодные кредиты и т.д. Токио внушает Москве (а здесь это тоже прекрасно понимают), что вариант с северным маршрутом нефтепровода - пусть более длинным и дорогом - для России стратегически выгоднее китайского. И руки будут развязаны (из краника можно наливать не одному, а разным потребителям), и задачи развития российского Дальнего Востока и его обеспечения топливом будут решаться успешнее.

У японцев есть на российском Дальнем Востоке мощные союзники в лице руководства трех регионов, "обделяемых" в варианте с китайским маршрутом. Не случайно вторым этапом визита Коидзуми стал Хабаровский край, губернатор которого Виктор Ишаев является столь же убежденным сторонником отдачи южнокурильских островов, сколь и противником китайских притязаний на острова, что разделяют два рукава Амура под Хабаровском.

Москва вступает на Дальнем Востоке в этап ответственного торга - экономического и геополитического. Пока просчитываются ТЭО по обоим маршрутам нефтепровода, можно занимать выжидательную позицию: смотреть, кто из партнеров предложит более выгодные условия, согласятся ли китайцы с нашим вариантом цены на нефть, пойдет ли Пекин на окончательное закрытие "островного" вопроса и т.д. Но выбор рано или поздно предстоит сделать.

В чисто фантастическом варианте все эти "островные" проблемы можно было бы увязать воедино. Американцы "сдают" Тайвань, в ответ китайцы помогают урезонить Ким Чен Ира, японцы отдают Пекину острова Сенкаку, мы отдаем Японии Южные Курилы, а китайцы отказываются от претензий на три пограничных острова близ Хабаровска. Неплохой бы "взаимозачет" получился. Вот только никто из вышеперечисленных игроков ничего отдавать не собирается. Кроме, пожалуй, нас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1450
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1546
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
699
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1022

Другие новости