Расконсервированный реактор в Йонбене, по мнению США, позволит Северной Корее обрести ядерное оружие уже к весне.
Пхеньян подготовил наихудший рождественский сюрприз для Вашингтона, начав доставку урановых стержней на только что расконсервированный реактор в Йонбене. Как сообщил вчера журналистам представитель МАГАТЭ Марк Гвоздецки, на объекте было размещено в среду около 400 стержней, однако они еще не загружены в сам реактор. По мнению Гвоздецки, для подготовки запуска реактора понадобится еще месяц, а возможно, и более.
По заявлению представителя МАГАТЭ, двое сотрудников агентства продолжают находиться в КНДР и наблюдать за ситуацией, при этом северокорейские власти не препятствуют им в осуществлении мониторинга. Тем не менее МАГАТЭ намерено провести 6 января заседание правления. В случае возобновления Пхеньяном своей ядерной программы в полном объеме МАГАТЭ может вынести вопрос на рассмотрение СБ ООН.
В США расценили возобновление работ на северокорейской атомной станции, способной вырабатывать плутоний, как в высшей степени опасный шаг, способный привести к тому, что Пхеньян может обзавестись ядерным оружием уже к весне. В интервью Ассошиэйтед Пресс представитель администрации Буша, пожелавший остаться не названным, уподобил последние действия Пхеньяна "стриптизу". В то же время северокорейское агентство ЦТАК заявило, что Пхеньян "одерживает победу, применяя более умную стратегию и тактику, нежели противники".
Официальная позиция Москвы, судя по всему, остается такой же "резиновой", что и раньше. Если вчитываться в последние заявления российского МИДа, то получается, что в возрастании напряженности на Корейском полуострове повинны и Пхеньян, и Вашингтон. "Ситуация вокруг северокорейской ядерной программы весьма беспокоит Россию", - заявил в среду директор ДИП МИД РФ Александр Яковенко. Но, считает МИД, речь идет именно о "политическом измерении этой проблемы". Иными словами, Москва настаивает, чтобы "все заинтересованные стороны" (то есть КНДР и США) выполняли рамочное соглашение 1994 года и наладили между собой "мирный и конструктивный диалог".
Эту тему, судя по всему, поднял в телефонном разговоре 25 декабря с китайским лидером Ху Цзиньтао президент Владимир Путин.
Как вновь повторил вчера представитель МИД КНДР, северяне не нуждаются в посредничестве "какой-либо третьей стороны". Тем не менее президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун заявил вчера, что его страна должна играть ведущую роль в разрешении ядерной проблемы, которая, по его мнению, является ключевой на Корейском полуострове.
В Сеуле шаг Пхеньяна рассматривают как попытку вынудить американцев сесть за стол переговоров. То есть Ким Чен Ир преследует прежнюю цель: заключить с США договор о ненападении, в котором бы четко оговаривалось, что никто никому не угрожает. Кроме того, Пхеньян требует прекращения со стороны США экономического эмбарго, что выразилось в прекращении поставок мазута для северокорейских ТЭЦ, которые предусматриваются соглашением 1994 года, и в приостановке финансирования программы продовольственной помощи по линии ООН.
"Мы никогда не примиримся с развитием Северной Кореей ядерной программы", - заявил Ким Дэ Чжун, выступая вчера на заседании правительства, подчеркнув, что его страна будет тесно сотрудничать с США, Японией и "другими дружественными странами" с целью предотвращения дальнейшего углубления кризиса. В Сеуле испытывают серьезные опасения ввиду гипотетической возможности оснащения даже части из 800 ракет средней дальности, которыми располагает КНДР, ядерными боеголовками.
Вместе с тем преемник Кима, избранный на днях новым президентом Южной Кореи Ро Му Хен, подверг критике жесткую позицию Вашингтона.