Ситуация вокруг контракта российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" на освоение нефтяного месторождения Западная Курна-2, как и следовало ожидать, стала лакмусовой бумажкой, которая выявила хрупкость отношений Москвы и Багдада. Свое "дистанцирование" от последнего российское руководство вчера продемонстрировало почти буквально, предпочтя общаться с Багдадом через Игоря Иванова, находящегося на другом конце света.
Будучи с визитом в Маниле, глава МИД РФ направил руководству Ирака послание, в котором, как сообщил Интерфакс, содержится призыв "пересмотреть ранее принятое решение и начать переговоры, чтобы найти взаимоприемлемый выход из ситуации, не ущемляя интересов российской компании". Иванов счел необходимым сообщить журналистам, что его послание иракскому руководству выдержано в "твердых выражениях". Когда такие формулировки слетают с уст нынешнего российского министра иностранных дел, это означает одно: Москва начинает энергично давить на Багдад.
При этом наши представители прямо дают понять, что иракские требования к "ЛУКОЙЛу" о том, чтобы российская компания начала на месторождении работы в нарушение действующего эмбарго, не выдерживают никакой критики.
Аннулирование Багдадом лукойловского контракта предоставило Москве достаточно удобный повод для наращивания давления на иракскую сторону. "Вот она, иракская благодарность за все наши попытки оградить Ирак от военного удара США", - доносится сейчас из кремлевских коридоров власти. В случае если Багдад не отменит своего решения, у российского руководства появится еще один повод в пользу того, чтобы окончательно "списать" Саддама в архив российско-иракских отношений.
Тем временем в московском дипкорпусе распространились слухи об отзыве иракского посла в России на родину. Один из иракских дипломатов заявил вчера "НГ", что посол "уехал отдохнуть на Новый год".
Развитие ситуации вокруг Ирака для "НГ" комментирует вице-президент Американского Совета по внешней политике Илан Берман.
- Многие наблюдатели считают, что цель инспекторов ООН в Ираке заключается в изыскании повода для военной операции. Каково ваше мнение? Как администрация Буша понимает задачи инспекторов?
- Хотя администрация США и продолжает заявлять на публике, что полное открытие Ираком своих арсеналов и программ производства ОМУ может предотвратить войну, она тем не менее активно готовится именно к военному сценарию. Причины этого понятны. Все более очевидными становятся недостатки нового инспекционного режима в Ираке. Несмотря на получение большего доступа на объекты по сравнению с предыдущей миссией, инспекторы не нашли значимых свидетельств обладания Саддамом ОМУ. Это прямо противоречит данным американской и иностранных разведок, у которых есть доказательства разработок и накопления Багдадом химических и биологических вооружений. Одновременно это подтверждает точку зрения, отстаиваемую администрацией Буша, что нынешняя миссия инспекторов не в состоянии принудить Саддама представить полный и правдивый отчет. В результате руководство США более, чем когда-либо, убеждено, что единственной настоящей гарантией разоружения Ирака является смена режима в Багдаде. В соответствии с этим и развивается американская политика в отношении Ирака.
- Каков, по вашему мнению, будет состав "коалиции желающих" против Саддама, кроме США и Великобритании?
- Если администрация Буша предпримет активные действия против режима Саддама Хусейна, то "коалиция желающих", вероятно, будет гораздо более широкой и долговременной, нежели многие предполагают сейчас. Турция является здесь очевидным потенциальным союзником. Хотя у нее имеется серьезная озабоченность возможной дестабилизацией внутриполитической обстановки, турецкие политики понимают долгосрочную угрозу, которую представляет Ирак. Их все более заметная поддержка усилий США основывается на зрелом понимании как возможностей, так и намерений Ирака. Некоторые государства Персидского залива также являются потенциальными партнерами. Вне всякого сомнения, они в высшей степени преданы идее устранения угрозы, представляемой нынешним режимом.
Даже Россия скорее всего примкнет в итоге к усилиям Америки. У Кремля в Ираке есть законный интерес: гигантский долг времен холодной войны и существенная доля в разработке иракских энергетических ресурсов. Так как становится все более очевидно, что США привержены идее свержения Саддама, Россия скорее всего будет стремиться застолбить за собой место за столом принятия решений, чтобы обеспечить учет собственных интересов в Ираке после падения Саддама.
- Каковы последствия силовой операции против Ирака для всего региона?
- Есть все причины утверждать, что победа в Ираке, если она будет закреплена правильным образом, может послужить катализатором масштабных перемен. Эффект, несомненно, почувствуется в Иране. Там исламский режим впервые за 23 года столкнулся с серьезными вызовами своей легитимности. Население Ирана выражает все большее недовольство коррупцией и экономическим упадком в стране. Перемены в Ираке дадут дополнительную поддержку иранской оппозиции. Парадоксально, но падение Саддама может вполне стать концом исламской революции в Иране.
Однако и другие режимы, от Сирии до Саудовской Аравии, представляют Соединенным Штатам проблемы долгосрочного характера. Можно предположить, что устранение Саддама пошлет этим странам мощный сигнал о том, что Америка более не будет терпеть спонсирование ими терроризма и потворство распространению ОМУ. И если они не изменят свое поведение, США будут вынуждены взяться и за них. Продолжающаяся поддержка Сирией террористической организации "Хезболлах" в Ливане, к примеру, неуклонно поднимается в списке озабоченностей администрации Буша и может в итоге сделать Дамаск политической или даже военной целью Вашингтона. Аналогичным образом отказ Саудовской Аравии от экспорта радикального ислама, а также от поддержки радикальных групп за рубежом остается одной из главных задач для Соединенных Штатов.
Самое важное здесь для США продолжать думать и действовать регионально. В идеале смена режима в Ираке не является конечной целью, а скорее началом более масштабной кампании на Ближнем и Среднем Востоке.