0
776
Газета В мире Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

Большая нефтяная игра

Тэги: ирак, нефть, лукойл, оон


"Явным провалом нашей внешней политики" назвал вчера председатель комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Оганес Оганян решение Ирака разорвать соглашение с российскими нефтяными компаниями на разработку ими месторождений в Западной Курне (Ирак). Парламентарий призвал "разобраться" со сложившейся ситуацией, отметив при этом в интервью Интерфаксу: "Если мы готовы пойти на ущемление наших экономических интересов в Ираке, то мы должны четко понять, насколько они будут адекватно компенсированы главным оппонентом Ирака, то есть США".

В четверг представители "ЛУКОЙЛа" объявили о получении письма от иракской стороны о расторжении соглашения о разделе продукции (СРП) по нефтяному месторождению Западная Курна-2. При этом в "ЛУКОЙЛе" подвергли критике решение Багдада, утверждая в один голос, что оно стало совершенно неожиданным для российского нефтяного гиганта, тем более что контракт был одобрен и ратифицирован иракским парламентом.

Для московской политической и нефтяной "тусовки" новость об иракском демарше стала самой горячей и обсуждаемой. Многие аналитики восприняли решение Багдада чуть ли не как последнюю судорожную попытку Саддама оказать давление на международное сообщество, прежде всего на Россию, перед лицом все более вероятной военной акции США.

""Это чистой воды политика, - сказал в беседе с корреспондентом "НГ" заместитель директора Института востоковедения РАН, доктор экономических наук Владимир Исаев, комментируя решение Багдада. - Хотя, конечно, иракское правительство хотело бы подстегнуть Россию к большей активности на иракском рынке. Ведь многие наши нефтяные компании успели нахватать контрактов, которые уже 10 лет не осуществляются"". Но прежде всего, по словам Исаева, Багдад стремится заставить Москву активизировать деятельность российской дипломатии по предотвращению военных ударов по Ираку. Ведь ранее это не раз срабатывало: Багдад угрожал расторгнуть контракты с российскими компаниями, вслед за чем следовали определенные шаги российской дипломатии в защиту Ирака.

Трудно сказать, на что рассчитывает Багдад на этот раз. Представляется почти невероятным, что "ЛУКОЙЛ" или какая-то другая российская компания вдруг начнут вкладывать деньги в Ирак сейчас, когда на кону стоит само существование саддамовского режима. Так что утверждения о том, что российская сторона, мол, предпринимает максимум усилий для урегулирования ситуации (вокруг контракта с "ЛУКОЙЛом"), дабы права на разработку Западной Курны не передали какой-то другой стране, вряд ли обоснованны. Ни французские, ни китайские компании сейчас в Ирак не полезут.

Единственное, на что может теоретически рассчитывать Багдад в политическом плане, так это на то, что Москва, Париж и Пекин вдруг объединятся в СБ против иракского курса Вашингтона и Лондона, против их "трактовки" иракского "разоруженческого" отчета и результатов инспекторских изысканий в Ираке и, как следствие, откажутся санкционировать военную акцию США против Саддама.

Но, конечно, об увязке предпринятого демарша с этими своими надеждами Багдад в открытую не говорит. Согласно заявлению министра нефтяной промышленности Ирака Мухаммеда Рашида аль-Убейди, сделанному им в ходе министерской встречи ОПЕК в Вене, российским нефтяникам "указали на дверь" лишь по чисто экономическим основаниям: те, мол, не выполняли принятых на себя обязательств. "Мы имеем право отменить контракт с любой компанией, в случае если она не выполняет взятых на себя обязательств в течение длительного времени", - заявил министр.

То есть иракская сторона дает понять, что не собирается сворачивать сотрудничество с Россией в нефтяной области. И действительно, тому есть ряд формальных подтверждений. В минувший вторник две российские компании "Зарубежнефть" (которая вместе с "ЛУОКОЙЛом" завязана на контракте по Западной Курне) и "Роснефть" объявили, что близки к подписанию контракта на освоение иракского месторождения Нахр-Умр, запасы которого оцениваются в 3 млрд. тонн сырой нефти. А вчера еще одна российская компания - "Татнефть" заявила, что не сталкивается с препятствиями при выполнении контрактов в Ираке. Правда, "Татнефть" уже конкретно действует в Ираке, осуществляя сервисные работы в качестве подрядчика по контракту "Зарубежнефти" с иракской стороной. Но здесь есть одна тонкость: данный контракт был одобрен СБ ООН в 2000 году, в то время как контракт на разработку Западной Курны остается в замороженном состоянии из-за тех же санкций ООН.

Наблюдатели отмечают, что иракцы не раз угрожали свернуть сотрудничество с "ЛУКОЙЛом" последние годы, требуя от компании начать хотя бы предварительное бурение на нефть. Конкретным побудительным стимулом для демарша Багдада могло стать то, что Москва недавно поддержала в ООН усилия США, которые намерены существенно сократить перечень товаров, поставляемых в Ирак в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие".

Поступок иракцев в отношении "ЛУКОЙЛа" может быть в принципе выгоден российской компании: теперь она предстает "жертвой" произвольных действий со стороны багдадского режима, что возможно повысит ее шансы в послевоенном переделе нефтяного рынка Ирака.

И в этой ситуации решающее значение будет иметь политика: действительно ли США гарантируют российские нефтяные интересы в Ираке. Или, как заявил президент Буш после встречи с Путиным в Санкт-Петербурге, всего лишь будут их "учитывать".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1440
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1535
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
694
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1013

Другие новости