Коштуница проголосовал впустую.
Сербия остается европейским "полем чудес" - в ней нет больше Милошевича, но и его демократические наследники продолжают удивлять мир. В третий раз за последние три месяца граждане Сербии были призваны к избирательным урнам, чтобы определить, кто станет главой республики после истечения мандата Милана Милутиновича, обвиняемого Гаагским трибуналом в военных преступлениях. Выборы, однако, провалились и на этот раз. Явка составила 45%, а участвовавшие в выборах кандидаты Воислав Коштуница, Воислав Шешель и Борислав Пилевич получили соответственно 57,5%, 36,3% и 3,6%.
Президент СРЮ Воислав Коштуница заявил, что его партия не намерена признавать результаты голосования, указав, что провал был вызван многочисленными нарушениями и некорректностью избирательных списков, в которых значится много умерших людей.
Победителем этой схватки можно с правом считать сербского премьера Зорана Джинджича. Он вновь доказал всем, что без его поддержки никто, включая самого популярного политика - Коштуницу, не может рассчитывать на победу.
В канун выборов Джинджич предложил Коштунице поддержку в обмен на отказ последнего от нападок на сербское правительство. Коштуница отказался, и в результате его популярности оказалось недостаточно, чтобы убедить образованные слои населения и городскую молодежь отправиться на избирательные участки. То есть Коштуница не сумел привлечь на свою сторону тех, кто ранее голосовал за Миролюба Лабуса - фаворита Джинджича.
Что же дальше? Снова "поле чудес". Конституция предусматривает, что президента Сербии в его отсутствие замещает спикер парламента, но лишь в случае, когда мандат президента истек или был прерван преждевременно, а отнюдь не в случае провала выборов. Судя по всему, эта юридическая пустота будет преодолена путем аналогий. Между тем по закону о выборах президента спикер парламента, ставший и.о. президента, в 60-дневный срок "принимает решение о проведении новых выборов". Иными словами, он вовсе не обязан их назначать.
Однако не случайно, что в преддверии выборов Конституционная комиссия после шестимесячных прений вдруг согласовала проект конституционной хартии будущего государственного образования под названием Сербия и Черногория. Здесь с сербской стороны главную роль играли Джинджич и его люди. Достигнута договоренность, что хартия будет принята сербским и черногорским парламентами до конца года, а к 31 января должны быть образованы высшие органы нового государства. В них Коштунице, если он и далее будет неуступчивым, наверняка не найдется места.
В то же время в в сербском парламенте предстоит голосование по проекту бюджета на 2003 год, и, если оппозиция и Демократической партии Сербии во главе с Коштуницей отвергнут его, наступит кризис правительства Джинджича и возникнет необходимость в досрочных парламентских выборах.
Очевидно, что Коштунице и Джинджичу не обойтись друг без друга. Цена их разногласий, выражающаяся в стоимости выборов и, что самое главное, в застое реформ и утрате доверия потенциальных инвесторов, слишком уж велика.
Белград