- Какие основные вопросы вы намерены обсудить в Москве?
- Это первая моя поездка в Москву с 1986 года, поэтому очень интересно все увидеть собственными глазами - иная эпоха, да и страна другая. Делегация сейма Польши приглашена спикером Госдумы Геннадием Селезневым, поэтому больше всего встреч у нас пройдет с российскими парламентариями. Так получилось, что нормализация отношений Польши и России началась с переговоров президентов и премьер-министров наших стран. Парламенты же как бы оказались на втором плане. Пора и парламентариям активизировать работу. С премьером Михаилом Касьяновым и главой МИДа Игорем Ивановым мы обменяемся мнениями по актуальным вопросам польско-российских отношений, международным проблемам. Думаю, что будет также разговор о последствиях для наших связей запланированного на 2004 год вступления Польши в Европейский союз. В принципе я готов обсуждать в Москве любые проблемы.
- Какие экономические вопросы вы бы хотели затронуть во время этих встреч?
- Я бы хотел представить свой взгляд на ряд этих вопросов, а также спросить, какое у России видение Польши как экономического партнера, что развитию наших связей мешает, какие они видят недостатки.
Я считаю, что участие России в товарообороте Польши, если абстрагироваться от поставок газа и нефти, абсолютно не отвечает ее возможностям. Без этих энергоносителей от российского экспорта в Польшу мало что остается. О том, насколько невелик наш товарооборот, говорит и уровень польских поставок на российский рынок - всего порядка 1 миллиарда долларов в год. У Польши, к примеру, такой же уровень торговли с рядом малых стран, не входящих в ЕС.
- Какие причины, на ваш взгляд, этого положения?
- Во-первых, сыграло свою роль охлаждение наших отношений в предыдущие годы. Во-вторых, нашу торговлю тормозят серьезные таможенные барьеры.
- В России многие считают, что серьезных подвижек в отношениях с рядом стран, в том числе и с Польшей, можно будет ожидать лишь после их вступления в ЕС. Легче разговаривать с Брюсселем, чем, к примеру, с Варшавой.
- Я тоже встречаюсь с россиянами, и среди них есть такие, у которых во время разговора подспудно ощущаешь претензии к нам. Дескать, вы столько лет были с нами, а теперь отвернулись. Если так, то мы с вами тоже не будем иметь дела. Идите в этот Евросоюз, вот с ним мы будем говорить.
- Переговоры о транзите в Калининград показали, что этот аргумент не лишен оснований. С Брюсселем было гораздо легче разговаривать, чем с Варшавой, которая сразу же заняла позицию, исключающую всякие компромиссы.
- Польша не является транзитной страной, и такую позицию мы заняли с самого начала переговоров. Мы вообще не хотели участвовать в этой дискуссии. Литва была в другой ситуации. Стороны пришли к соглашению, хотя все вопросы до конца еще не урегулированы. Я приветствую это соглашение. В перспективе же, уверен, между Россией и ЕС будет безвизовый режим пересечения границ.
Варшава