Недавние визиты в европейские столицы, предпринятые новым турецким премьером Абдулой Гюлем и лидером Партии справедливости и развития Реджепом Таипом Эрдоганом (он - бесспорный лидер последних выборов в Турции), все-таки принесли определенные плоды. Ключевые страны ЕС - Германия и Франция, кажется, готовы поставить точку в споре о том, может ли Турция рассчитывать на членство в Евросоюзе. В ходе неформального обеда, состоявшегося в среду под Берлином, канцлер Герхард Шредер и президент Жак Ширак заявили, что представят "единую позицию" по этому вопросу на предстоящем саммите в Копенгагене.
Турции будет дан "четкий сигнал", заявил Шредер. Правда, для журналистов, общавшихся с двумя лидерами после их сытной трапезы, осталось неясным, будет ли этот "четкий сигнал" положительным или же отрицательным. Шредер объяснил недомолвку необходимостью сначала обсудить совместную позицию с коллегами по ЕС.
Для Анкары очень важно, что в ходе саммита ЕС в датской столице 12-13 декабря ей все-таки скажут в лицо, воспринимают ли ее как реального кандидата на присоединение. Ведь после получения статуса страны-кандидата несколько лет назад ей до сих пор отказываются назвать дату начала соответствующих переговоров. Причина тому - продолжающаяся закулисная полемика в европейской элите, которая время от времени выплескивается наружу. Можно вспомнить хотя бы недавние скандальные ремарки председателя Европейского конвента Валери Жискар д"Эстена, который заявил о "конце" союза в случае принятия в него Турции.
Какая же судьба ждет Анкару? Уже несколько недель кряду канцлер повторяет, что Германия желает, чтобы Турции в Копенгагене направили "позитивный сигнал". На днях Шредер заявил, что Турцию необходимо подбодрить, чтобы прикрепить ее к Западу и помешать крену страны в направлении исламизма. В конце ноября и Ширак утверждал, что для Турции "есть место в Европе".
Между тем, пишет французская "Либерасьон", ходят слухи, что де-факто и Париж, и Берлин пытаются отодвинуть дату начала переговоров о присоединении Анкары. Подтверждением тому - их предложение, обращенное к партнерам по союзу: собраться в конце 2004 года и посмотреть, какого прогресса достигла Анкара в удовлетворении требований для присоединения к ЕС. А у Брюсселя, как известно, претензий к Турции немало - начиная с проблем соблюдения прав человека и заканчивая экономическими показателями.
Впрочем, отмечают западные СМИ, многие в Европе по-прежнему полагают, что даже в случае соответствия Турции всем требуемым критериям присутствие этого государства в европейском сообществе, мягко говоря, трудно представить. Например, параллельно с неофициальным обедом Ширака и Шредера народные избранники от оппозиционного блока ХДС/ХСС в бундестаге дружно призывали правительство ФРГ "не тешить себя ложными надеждами". Даже самые умеренные из христианских демократов, стесняющиеся упоминать о "религиозном" аспекте присоединения Турции, указывают на ее экономическую отсталость.
Разрозненность взглядов на данную проблему в немецком обществе иллюстрируют последние опросы общественного мнения. Например, по данным еженедельника "Штерн", 46% немцев выступают против принятия Турции в ЕС, 42% - за. Во Франции же все гораздо яснее: 58% - против и лишь 29% - за.