-При существующей системе выборов у небольших партий нет шансов реализовать свои программы. Ваша партия образовала блок с партией "Мерец". Что именно подтолкнуло вас на подобный шаг?
- Наши партии объединяются на идеологической базе. Речь идет о принципиальной постановке вопроса об отделении религии от государства, отделении Израиля от Палестинской автономии, развитии конституционного процесса, проведении гражданских реформ. Иначе говоря, новый блок - это шаг к созданию социал-демократической платформы.
Социал-демократия в Израиле - это борьба за признание за каждым человеком и каждой группой общества права вести тот образ жизни, который соответствует его мировоззрению. Не должно быть такого положения, когда люди не могут жениться в своей стране или подвергаются дискриминации только из-за того, что у них в соответствующей графе стоит "неправильная" национальность. Социал-демократия - это такое распределение национального богатства страны, ее бюджета, при котором будет сокращаться разрыв между кучкой богатеев и высших чиновников и огромным количеством людей, вынужденных бороться за свое существование.
- Если бы вам пришлось выбирать между Ариэлем Шароном и Биньямином Нетаньяху, кого бы вы выбрали?
- Ни одного из них. За последние несколько лет в Израиле создалась исключительная ситуация, при которой победила левая идеология и правый националистический блок. Последние опросы, которые были проведены, говорят, что 52% сторонников "Ликуда" согласны на создание палестинского государства. То есть это идеология левого блока, который требует возврата палестинских территорий и поддерживает право палестинцев на независимость. Поэтому создалась конфликтная ситуация. Идеология левая, но выражение ее, условно говоря, находится в руках правого лагеря. Так мы будем жить, пока левый лагерь не вернется полностью и безраздельно к власти.
- Сейчас все израильские СМИ отдают победу на парламентских выборах "Ликуду". Это молодая партия. "Авода" - визитная карточка Израиля. Каковы реальные шансы на победу у этих партий?
- Нет сомнения, что правящая партия "Ликуд" будет самой крупной фракцией в кнессете следующего созыва. Однако существует немалая возможность, что у лидера "Аводы" будет так называемый замыкающий блок. В его распоряжении может оказаться больше 60 мандатов, и он станет главой правительства. Это тот расчет, на котором основывается программа Мицны, и это то, к чему мы будем стремиться, чтобы у левоцентристского блока было 60 мандатов плюс один.
- Вы считаете, что Мицна намерен создать широкий блок левого лагеря?
- Вне всякого сомнения. Это то, что мы называем избирающим блоком. Если он получит 60 мандатов плюс один, Шарон не сможет создать правительство, и тогда Мицна станет премьером. Скорее всего это будет правительство национального единства.
- Что сейчас происходит в "русских" партиях?
- В 1996 году в Израиле впервые действовал принцип прямых выборов главы правительства. На основании этого принципа и была создана партия "Исраэль Ба-Алия" во главе с Натаном Щаранским, которая представляла собой секторальные интересы русскоязычной общины. На выборах 2003 года мы возвращаемся к старой системе, когда нет раздельного голосования, а оно идет по партийным спискам. У избирателей нет возможности выбирать между своими идеологическими пристрастиями или причастностью к той или иной общине, сектору или партии.
Поэтому произошли метаморфозы с правой и с левой частью русскоязычного населения Израиля. Правая часть ушла с лидером "Наш дом - Израиль" Авигдором Либерманом в общий список с правым националистическим блоком. Левонастроенная русскоязычная интеллигенция ушла вместе со мной в новый блок "Мерец" - "Демократический выбор". А посередине - партия Щаранского, которая является сегодня чисто секторальной и условно социальной. Больших социальных преобразований "Исраэль Ба-Алия" не добилась, и она "провисает" между двумя четко выраженными идеологическими позициями.
- Ясир Арафат приветствовал избрание Мицны. Как вы думаете, есть ли у Мицны шанс договориться с палестинцами?
- Я начал свою политическую деятельность в 1991 году в штабе покойного Ицхака Рабина. Зная всех действующих израильских политиков последнего десятилетия и имея возможность оценивать их позиции, могу сказать, что Мицна является единственным и реальным продолжателем дела Рабина. Это не скрылось от руководства Палестинской автономии. Все чаще и чаще у палестинцев проскакивают реплики, что с Мицной они готовы заключить договор. И не потому, что он может предложить что-то другое. Потому что в этом договоре будет присутствовать элемент доверия между руководителями. Этого не было между Арафатом и Нетаньяху. Этого не смог добиться Барак, а Шарон вообще не стремится к этому.
- В журналистских кругах считают, что правительство, которое будет сформировано после выборов 28 января, продержится от силы полтора-два года. Что вы думаете по этому поводу?
- В Израиле намечается политическая нестабильность. Мы приходим к такой веренице политических стрессов, которые действительно могут привести к новым досрочным выборам. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будет изменена политическая система или система выборов. Одна из основных наших задач - привести страну к прямым мажоритарным выборам в сочетании с партийными списками и резкому поднятию электорального барьера.
Тель-Авив