Визит главы МИД Афганистана Абдуллы Абдуллы в Москву, намеченный на 27-28 ноября, закономерен. Зима в этой стране, закрывая горные перевалы, традиционно благоприятствует затуханию всех внутренних столкновений. Таким образом, возникает почва для межафганских переговоров, так и дипломатических инициатив на международной арене. И те и другие жизненно необходимы для Афганистана, где новая власть, опираясь на коалиционные силы во главе с США, еще непрочно стоит на своих ногах. В то же время свергнутые талибы, как, впрочем, и их союзники - международные террористы, по крайней мере частично сохраняют свои позиции.
После распада СССР Россия уже не граничит с Афганистаном, да и ее возможности уже не те, что прежде. Тем не менее кое-что она еще может сделать. Прежде всего наша страна - один из постоянных членов СБ ООН, от которого зависят масштабы деятельности миротворческой операции в Афганистане, в частности расширение функций миротворческого контингента. Немалое значение имеет также обмен разведывательной и иной информацией о террористах между Москвой, Вашингтоном и Кабулом. Особую роль приобретает возможное участие России в создании регулярной армии. Ведь и прежде ее ядро составляли кадры, подготовленные в СССР, а наше оружие и сегодня именно то, к которому привыкли афганцы.
Хотя первостепенное значение в Афганистане сегодня имеют военно-политические вопросы, нельзя забывать и о необходимости его экономического восстановления. А подавляющее большинство разрушенных войной промышленных предприятий построено с нашей помощью. Хорошим подспорьем может стать и подготовка афганских специалистов. Тем более что и сегодня многие в Афганистане знают русский язык, а в России существует многочисленная афганская диаспора.
Многие из этих возможностей возникли сразу после свержения талибов. Однако инерция биполярного мира до сих пор сильно препятствовала реализации потенциала российско-афганского сотрудничества. За прошедший год ситуация существенно изменилась. Москва и Вашингтон, борясь с терроризмом, сблизились друг с другом. Наш главный партнер в Европе - Германия - согласился взять на себя роль лидера ооновского контингента в Афганистане. К тому же ситуация в этой стране свидетельствует, что любые попытки продолжить там конфронтацию с призраком СССР чреваты эффектом бумеранга для самого Запада. Перспективы российско-афганского сотрудничества на фоне новых веяний на мировой арене, видимо, и будут обсуждаться в ходе нынешнего визита.