Известный представитель иранской интеллигенции и властитель умов студенческой молодежи Али Реза Алавинабар заявил, что в истории Исламской Республики Иран в ближайшие месяцы наступит переломный момент. Действительно, в последнее время противостояние между консерваторами, возглавляемыми духовным лидером аятоллой Али Хаменеи, и сторонниками реформаторского курса президента Мохаммада Хатами приобрело весьма острый характер. Камнем преткновения в этой борьбе стало дело 45-летнего профессора истории Тегеранского университета Хашена Агаджари, приговоренного к смертной казни судом города Хамадан "за богохульство".
Хашен Агаджари - ближайший сподвижник президента Хатами, активист Организации моджахеддинов исламской революции, поддерживающей реформы, ветеран ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Казнь столь заметного политического деятеля из реформаторского лагеря могла бы серьезно нарушить баланс сил, характеризующий нынешний период фактического двоевластия в стране. Али Хаменеи, так же как и президент, опасается дальнейшего обострения ситуации, всячески избегает доведения ее до апогея, имя которому - гражданская война.
Противоборствующие группировки проводят акции друг против друга с оглядкой на возможные последствия. Отсюда половинчатость многих решений и расплывчатость публичных высказываний представителей сторон. Подтверждением этому может служить решение Хаменеи дать указание судебным органам пересмотреть дело Агаджари.
Между тем еще в сентябре начались судебные преследования в отношении центров по изучению общественного мнения, которые опубликовали результаты опроса жителей Тегерана по поводу ирано-американских отношений. Тогда более 76% опрошенных заявили о своем согласии с идеей начать переговоры между Тегераном и Вашингтоном, выразив таким образом точку зрения, противоположную позиции радикального крыла иранских фундаменталистов.
В результате директор Национального центра по изучению общественного мнения Бехруз Геранпайе и два руководителя центра "Аянде" Аббас Абади и Хосейн Казиян были арестованы. Первоначально судебные власти обвинили их в фальсификации результатов опросов и в распространении заведомо ложной информации, а затем - в связях с иностранцами и шпионской деятельности.
Подобных фактов много. Теряющие поддержку населения ортодоксальные фундаменталисты стремятся повернуть страну к темным временам первых десяти лет правления шиитских клерикалов. Противостояние двух политических группировок нарастает. Причем во всех сферах: в экономике, политике, идеологии и, что самое удивительное, в области шиитской теологии. Это противостояние выливается на улицы.
На протяжении вот уже более пяти лет своего президентства Хатами старался избегать прямых столкновений с консерваторами и оставался безучастным наблюдателем арестов своих сторонников, вынесения им смертных приговоров, а также запрета более сотни газет и многочисленных расправ над журналистами. Хатами пока, безусловно, пользуется поддержкой иранцев.
Однако он уже почувствовал опасность, связанную с тем, что его обещания осуществить реформы ни к чему не привели, а авторитету президентской власти причинен значительный ущерб. Именно поэтому в настоящее время с помощью двух законов, одобренных меджлисом (парламентом), он хочет урезать властные полномочия 12 членов исламского Наблюдательного совета, не допустить выдвижения нежелательных кандидатур на парламентских выборах и обеспечить президенту право вето на решения совета.
Однако пока расклад сил в Иране таков, что именно фундаменталистское меньшинство обладает влиянием в силовых структурах, имеет в своем распоряжении судебную власть, многочисленные исламские советы, ставящие конституционные препоны большинству инициатив прагматиков, и, самое главное, пользуется огромными финансовыми ресурсами. Более того, согласно Конституции, верховную власть в стране осуществляет не президент (он второе лицо), а духовный лидер, выбираемый на этот пожизненный пост узким кругом шиитских богословов.
Анализируя внутриполитическую обстановку в Иране, было бы некорректным отрывать процессы, происходящие внутри страны, от сложнейшей ситуации на всем Ближнем и Среднем Востоке. В США и Израиле не скрывают, что ИРИ станет следующей американской целью после Ирака. Однако, как полагают наблюдатели, не в качестве объекта для нападения. В Иране сложилась настолько неблагоприятная обстановка, что для изменения режима в Иране нет необходимости в военном вмешательстве. Для этого достаточно лишь оказывать поддержку реформаторскому движению иранцев. Именно эти соображения побудили американцев установить на афганской границе радиостанцию для круглосуточного вещания на Иран.