Пражский саммит НАТО, открывающийся сегодня, предоставлял, на взгляд немцев, возможность растопить лед в американо-германских отношениях. Однако в Вашингтоне пока не забыли жесткую критику американской внешней политики, которую себе позволил в предвыборный период канцлер Герхард Шредер. Так что отдельной встречи Буша и Шредера в Праге не предвидится.
Чтобы согласовать вопрос о свидании двух лидеров, в Вашингтон был специально отряжен новый внешнеполитический советник канцлера Бернд Мутцельбург. Он обсуждал это дело с Кондолизой Райс. Однако за три дня до саммита именно советник президента США по национальной безопасности, знакомя прессу с программой турне Буша, окончательно разбила немецкие ожидания. В списке собеседников американского президента в Праге фамилия Шредера не значится. Попутно Райс отнесла Германию даже не к союзникам, а к "важным государствам". А представитель Белого дома Скотт Маклиллан добавил как бы в утешение, что президент обменяется рукопожатием с канцлером в рамках общей встречи участников саммита НАТО.
Итак, эмбарго на президентские контакты с Берлином продолжает действовать. Между тем в преддверии пражского саммита германским кабинетом были предприняты большие усилия, чтобы переломить ситуацию. При любой возможности подчеркивалась солидарность ФРГ и ее верность союзничеству с США. Шеф бундесвера Петер Штрук заявил, что Германия будет продолжать свои военные усилия против терроризма "на стороне США столько, сколько необходимо". В свою очередь, глава МИДа Йошка Фишер в ходе внешнеполитических дебатов в бундестаге старательно обошел молчанием тему возможной иракской войны. Одновременно Берлин назвал конструктивным предложение США о создании сил быстрого реагирования в рамках НАТО.
Вашингтонский отказ от переговоров Буш-Шредер отбрасывает назад немецкие усилия по восстановлению нормальной атмосферы в отношениях с США. Возможно, Буш не может простить оскорбления в свой адрес. Однако загвоздка прежде всего в позиции правительства ФРГ по Ираку, поскольку оно и после выборов выступает против военной акции, даже если она будет одобрена СБ ООН.
На этом фоне американский афронт Шредеру выглядит как рассчитанное политическое давление. Тем более что изнутри ему активно подыгрывает оппозиция ХДС/ХСС, обвиняя канцлера в разжигании антиамериканизма. Как видно, в Вашингтоне полагают, что обструкция в отношении германского союзника сыграет свою роль и Берлин внесет коррективы в позицию по Ираку в духе известных подходов США.