Впервые после четырехлетнего перерыва в Багдад вчера прибыла передовая группа инспекторов ООН по разоружению с тем, чтобы определить, располагает ли Саддам оружием массового поражения. В состав группы входят глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям Ханс Бликс, директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадей и еще 23 человека. Их непосредственной задачей является оценка изменений, происшедших в Ираке за четырехлетний период отсутствия инспекторов, а также подготовка приезда в Багдад основного состава международных инспекторов (около ста человек), который ожидается 27 ноября.
Как сообщает Би-би-си, в то время как основная часть прибывшей в Багдад группы займется организацией транспортного обеспечения работы миссии, созданием ее логистического и коммуникационного центра, сам Бликс будет проводить встречи с представителями иракского руководства. В ближайшее время ожидаются его переговоры с вице-премьером Ирака Тариком Азизом. "В настоящий момент ситуация напряженная, однако начало работы миссии означает новую возможность", - заявил Бликс сразу по прилете в Багдад.
Вместе с тем большинство аналитиков считают, что у Бликса в действительности политические функции и именно этот факт будет влиять на его оценку действий иракского руководства. Как пишет британская "Дейли телеграф", "если его роль состоит в простом поиске оружия массового поражения, то те проблемы, с которыми он столкнется, будут иметь весьма устрашающие последствия. Однако его положение слуги Совета Безопасности ООН, и прежде всего Соединенных Штатов, ставит его в центр соперничества и различий подходов ведущих держав в вопросе о том, как поступать с Саддамом Хусейном". "Вашингтон пост" отмечает, ссылаясь на анонимный источник в ООН, что "Бликс предпочитает сотрудничество с иракскими властями, нежели конфронтацию с ними, и это различие в подходах может вызвать напряженность между инспекторами и администрацией Буша".
Пока сложно прогнозировать исход миссии Бликса. 8 декабря истекает срок подачи Ираком исчерпывающего и правдивого списка всех объектов, содержащих запрещенные вооружения или программы их производства. Официальная позиция Багдада состоит в том, что никакого запрещенного оружия у него нет. Как известно, такого рода заявления не удовлетворяют Бликса и аль-Барадея. Последний отметил: "Мы обязаны проверить, является ли это "нет" действительным "нет". Причем правила проверки будут очень жесткими. "Даже 30-минутная задержка в предоставлении доступа к объекту будет рассматриваться как серьезное нарушение", - сказал Бликс.