Вероятно, что очень скоро государственное строительство в Ираке прямо или косвенно ляжет на плечи американцев. И здесь один из возможных шагов - реставрация монархии, свергнутой почти полвека назад. Речь идет о династии Хашимитов, ведущей свое происхождение от Хашима - прадеда Пророка Мухаммеда. На современном Ближнем Востоке она правит только в Иордании. В прошлом же царствовала на значительной части Аравийского полуострова (где находится священная для мусульман Мекка), в Ираке, пыталась утвердиться в Сирии.
Иордания очень зависит от внешней помощи. И потому влияние Хашимитов в регионе ограниченно. Однако, если они возвратятся в Ирак, по запасам нефти уступающий лишь Саудовской Аравии, ситуация может радикально измениться. Усиление далеких от радикализма Хашимитов на Ближнем Востоке, несомненно, выгодно Вашингтону. Ведь они, придя к власти в Иордании с помощью англичан, сумели встать там на собственные ноги. Повторение иорданского опыта в условиях Ирака крайне заманчиво для США. К тому же Хашимиты традиционно соперничают с правящими в соседней Саудовской Аравии Саудидами. Именно эта не столь знатная династия изгнала их с Аравийского полуострова. До недавних пор Саудиды выступали главным монархическим союзником США в регионе. Но после трагедии 11 сентября они в глазах американцев уже не столь надежный партнер, как прежде.
Основа саудовской идеологии - ваххабизм (самая жесткая форма суннизма - одного из двух наряду с шиизмом направлений ислама). Суннитов среди мусульман значительно больше, чем шиитов. В то же время ваххабитов среди суннитов мало. Отражая существующие противоречия, некоторые течения в исламе (как, впрочем, и в любой другой религии) в принципе могут санкционировать экстремистские тенденции. Но в последнее время именно ваххабизм проявил наибольшую склонность служить "крышей" международного терроризма. Не случайно большинство непосредственных исполнителей чудовищных терактов в США - саудовцы.
Иордания на этом фоне выглядит гораздо привлекательнее: Хашимиты никогда не разделяли идеи ваххабитов. В отличие от Саудидов они признали Государство Израиль. Отсюда и "хашимитский крен" в американской политике. Правда, недавно озвучивший его вице-президент США Ричард Чейни говорил лишь о желательности присоединить центральный район Ирака, где доминируют арабы-сунниты, к Иордании. Судьба же иракских курдов на севере и арабов-шиитов на юге осталась неопределенной. Думается, это лишь маневр, призванный прозондировать отношение заинтересованных сторон к самой идее возвратить Хашимитов в Ирак, распад которого, как и разрушение любых государственных границ в регионе, не в интересах Вашингтона.