"Мы должны предпринять совместные меры для борьбы с терроризмом. Мы не можем позволить терроризму превалировать в нашем регионе". Это вполне ожидаемое заявление сделал премьер-министр Камбоджи Хун Сен, открывая вчера в Пномпене саммит 10 государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В нем участвуют главы правительств собственно стран ЮВА, а также премьеры Японии, Китая и Южной Кореи.
Мероприятию был сразу же придан "антитеррористический" оттенок. Главы делегаций еще накануне, в ходе неформального ужина, приняли декларацию, в которой обязались интенсифицировать усилия - коллективные и индивидуальные, чтобы предотвращать, бороться и подавлять деятельность террористических групп в регионе. По общему мнению, антитеррористическое сотрудничество может включать и военную помощь - по взаимной договоренности между государством, которому такая помощь нужна, и государством, которое такую помощь в состоянии оказать.
Подвинули участников саммита на серьезное обсуждение проблемы терроризма известные обстоятельства. Теракты в Индонезии и на Филиппинах нанесли сокрушительный удар по туристическому бизнесу в регионе. Мало кто сегодня отваживается ехать на Бали, да и вообще в Индонезию. Не намного лучше обстоят дела у соседей, в частности в Таиланде: самолеты туда летят полупустыми. Ситуация усугубляется тем, что правительства западных стран (последний пример - рекомендации, данные накануне саммита АСЕАН госдепартаментом США) советуют своим гражданам воздерживаться от поездок в регион. Лидерам АСЕАН ничего не осталось, как призвать Запад не издавать впредь таких уведомлений в тех случаях, когда "нет конкретных свидетельств наличия террористических угроз".
Однако наличие в регионе экстремистских организаций отпугивает не только туристов. Снизилась также инвестиционная активность, на что указал в своем выступлении генсек АСЕАН Родолфо Северино.
В попытках противостоять угрозе со стороны террора АСЕАН как организация пока мало что может сделать. Ведь до сих пор ее устав и структура таковы, что все больше напоминает дискуссионный клуб, в рамках которого не принимается обязательных решений, не выработаны механизмы коллективных действий и т.д. Все ограничивается декларациями и пожеланиями.
Правда, в экономической области (для сотрудничества в которой и была создана АСЕАН) все несколько иначе. Здесь реализуются конкретные проекты, важнейшему из которых - уже начатой программе освоения дельты Меконга - должен быть придан дальнейший импульс.
Что же касается политики, то в Пномпене обозначились два адресата, на которых должно быть оказано давление со стороны соседей. Первым адресатом является Северная Корея. Японцы и южные корейцы намерены заполучить в свои союзники Китай в целях давления на КНДР, которая не желает взять на себя публичное обязательство свернуть свою ядерную программу. Правда, в позициях сторон вряд ли произойдут кардинальные сдвиги. Японцы явно следуют в фарватере Вашингтона, предъявляющего ультиматумы Пхеньяну. Сеул, в общем-то, поддерживает японцев, но с некоторыми оговорками. Китайцы же явно осторожничают, соизмеряя свои возможные дивиденды и потери в случае подключения к "антиядерной коалиции" во главе с США.
Второй страной, которой будут настойчиво что-то рекомендовать, является Индонезия. Именно она в основном и портит всю картину расширяющегося сотрудничества в рамках АСЕАН. Ведь в давно готовившихся документах к саммиту предусматривалось ослабление пограничных и таможенных барьеров на пути человеческих и товарных потоков между странами региона. Теперь, видно, речь пойдет, напротив, об ужесточении визового и пограничного контроля со всеми вытекающими для многостороннего взаимодействия последствиями.