Едва ли не каждый день приносит свидетельства охлаждения отношений между Западной Европой и Россией. В качестве повода вновь фигурирует чеченская тема. Роль своеобразного "острия" в новой кампании играют немцы.
После завершения московской драмы с заложниками растет германское давление на Владимира Путина. Наряду с федеральным канцлером Герхардом Шредером и министром иностранных дел Йошкой Фишером политического решения чеченского конфликта потребовала также оппозиция. Такой вывод можно сделать по итогам вторничных дебатов в бундестаге.
"Мы продолжим политику дружественного партнерства и совместной ответственности с Россией, - сказал германский лидер. - Мы подчеркиваем нашу солидарность с российским населением перед лицом жестоких террористических ударов. Одновременно мы настаиваем на политическом решении конфликтов в Чечне и Кавказском регионе. Это является также центральным требованием европейской внешней политики и политики безопасности".
В отличие от не столь уж далеких времен канцлер не повторил своего смелого заявления о том, что настала пора более тщательно разобраться в чеченских событиях и более взвешенно подходить к их оценке. Накануне своей поездки в Вашингтон выступил в бундестаге и Фишер. Он призвал российское правительство соблюдать права человека в Чечне и заняться "наконец" политическим урегулированием.
Ситуацией в Чечне вдруг озаботились многие германские политики и депутаты. Лидер партии "зеленых" Клаудия Рот выступила с критикой российских военных действий в Чечне и их "эскалации". Осудив захват заложников в Москве, она тут же фактически оправдала этот теракт тем, что речь, мол, идет не о международном терроризме, а "очень доморощенной проблеме". А лидер христианско-демократической оппозиции в бундестаге Ангела Меркель потребовала, чтобы Шредер "со всей определенностью сказал Путину: мы ожидаем, что в Чечне будут предприняты и политические усилия".
Подобных заявлений, а также призывов действовать не только самому Берлину, но и Евросоюзу - множество.
Широкую рекламу в германских СМИ получил "Всемирный чеченский конгресс" в датской столице. Например, вчера "Франкфуртер рундшау" преподнесла читателям под заголовком "Чеченцы обвиняют Москву" заявление одного из эмиссаров Масхадова о том, что, не будь штурма, бандиты отпустили бы заложников с миром. А "Франкфуртер альгемайне" распространила слова анонимного представителя западных спецслужб в Москве о том, что "Кремль воспрепятствовал освобождению иностранных заложников", чтобы придать событиям характер акции международного терроризма.
Чеченская кутерьма в Берлине преследует целью поставить политику Кремля в Кавказском регионе на обсуждение в ходе перенесенного в Брюссель саммита Россия-ЕС. И эта политика может быть подвергнута резкой критике.
Между тем было бы полезно обсудить в ЕС и акцию российского спецназа по освобождению заложников, а также выводы из московских событий для дальнейшего противостояния терроризму. Это актуально, ибо европейские спецслужбы имеют предупреждения насчет проникновения в их страны чеченских террористических групп. В частности, есть "сильное подозрение", заявил в Париже президент Международного центра наблюдения за терроризмом Ролан Жакар, что некоторые из них пытаются через Турцию попасть в Германию.
Зачем потребовался Германии "накат" на Москву именно сейчас? Похоже, Европа хочет "осадить" Москву перед саммитом РФ-ЕС, на котором должен решаться калининградский вопрос. Вместе с тем демонстрируемое недовольство Россией выдает европейские опасения перед дальнейшим сближением Москвы и Вашингтона.