Лула стал победителем второго тура президентских выборов, состоявшегося в Бразилии в минувшее воскресенье. Из 114 млн. избирателей - в стране голосование обязательно - его предпочли, по предварительным данным, более 60% (в первом туре 6 октября - 46,4%). За Лулу высказались не только его сторонники из Партии трудящихся, но и большинство протестного электората.
Бесспорно, что результаты выборов - личный триумф Лулы. С воловьим упорством он шел к победе, проиграв выборы 1989-го, 1994-го, 1998 годов. Прожитые Лулой 56 лет - сюжет не для одного телесериала. Седьмой ребенок в нищей семье. Тяжкий труд с детских лет, участь безработного, позднее - политзаключенного. Предел мечты - стать квалифицированным рабочим и, конечно, футболистом. Как и Пеле, Лула обходится без полного имени - Луис Инасиу да Силва. Лула и есть Пеле большой политики Бразилии. Профсоюзный вожак, лидер Партии трудящихся и признанный авторитет для всех левых. Лула первый в Бразилии президент - выходец из низов.
Победа Лулы - событие без преувеличения историческое для Бразилии и всей Латинской Америки тоже. Левый центр доказал право стать альтернативой традиционной власти олигархических кланов. Но одно лишь право - еще не реальная альтернатива. Этого не случилось 32 года назад, когда победил Сальвадор Альенде. Правда и то, что Бразилия - не Чили, а Лула - не популист-романтик. Сегодняшние сторонники Лулы в Бразилии и за ее пределами окажут медвежью услугу своему кумиру, если будут в групповых интересах, хотя и от имени народа, толкать его влево. Повод - международный социальный форум, или "Анти-Давос", который соберется в Бразилии в январе будущего года. Хотя его организаторы - не только Партия трудящихся, но и Национальная конференция епископов. Впрочем, здравого смысла Луле не занимать.
Как никого в Латинской Америке, Лулу ждут испытания. В Бразилии, где, как и в России, наибольшая пропасть между самыми богатыми и самыми бедными, от Лулы миллионы его избирателей ждут чуда. Оно не произойдет. Лула наверняка будет искать золотую середину между такими трудно совместимыми для развивающейся страны категориями, как рыночная экономика и социальная справедливость.
Сулит неприятные сюрпризы Луле нестабильная экономическая ситуация. Четыре года назад Бразилию от финансового потрясения спасли только многомиллиардные кредиты. 30 млрд. долл. обещаны в канун первого тура выборов. Между тем инаугурация Лулы в первый день Нового года совпадает по времени с наибольшей суммой выплаты по обслуживанию самого крупного в мире внешнего долга. Международные финансовые центры, и не только они, будут отслеживать каждый шаг Лулы. Джордж Сорос уже прокаркал, что "экономика Бразилии идет в направлении краха".