В Ирак скорее всего полетят не инспекторы ООН, а самолеты ВВС США.
Текст нового проекта резолюции по Ираку, который вынесли Соединенные Штаты и Великобритания на закрытое обсуждение в рамках Совета Безопасности ООН, оказался в распоряжении "НГ".
Что бы официально ни заявлял президент Буш, американцы и англичане напичкали новый проект резолюции такими невыполнимыми условиями, что всем становится ясно: дело вовсе не в ОМУ и не в поддержке Саддамом террористов. Бушу хочется во что бы то ни стало свалить Саддама, привести к власти лояльный режим и взять под контроль иракскую нефть. Проект резолюции в его нынешнем виде не оставляет ни единого шанса для мирного разрешения проблемы.
Дабы читатели могли составить наиболее полное представление о том, каким же образом американские и британские дипломаты переработали предыдущий проект резолюции (см. "НГ" от 03.10.02), предлагаем изложение основных пунктов нового документа. Он начинается преамбулой о том, что Ирак продолжает, как и раньше, нарушать обязательства по принятым ранее резолюциям ООН.
И в связи с этим СБ ООН рекомендуется потребовать от правительства Ирака:
- предоставить ЮНМОВИК (Комиссия ООН по мониторингу, проверке и инспектированию) и Совету Безопасности до того, как начинаются инспекции, и не позднее чем в течение 30 дней после принятия данной резолюции "полную и исчерпывающую декларацию по всем аспектам своих программ по развитию химического, биологического и ядерного оружия, баллистических ракет и других средств доставки, как-то: неуправляемые воздушные транспортные средства и средства распространения, приспособленные для использования авиацией, включая любые емкости или места, где содержатся эти виды оружия, компоненты, субкомпоненты, запасы реагентов и имеющие отношение к этому материалы и оборудование, местонахождение и описание работы мощностей по исследованию, разработке и производству, равно как и все другие химические, биологические и ядерные программы, в том числе те, которые, как указывает /иракская сторона/ осуществляются для целей, которые не имеют отношения к производству оружия и соответствующих материалов".
Согласно документу, власти Ирака должны предоставить инспекторам ЮНМОВИК и МАГАТЭ "немедленный, беспрепятственный, безусловный и неограниченный доступ к любым и всем, включая подземные, районам, объектам, зданиям, оборудованию, документальным материалам и транспортным средствам, которые они захотят инспектировать, а также немедленный, беспрепятственный, безусловный и личный доступ ко всем чиновникам и другим лицам, которых инспекторы ЮНМОВИК и МАГАТЭ захотят опросить в той форме и в том месте, которые инспекторы - в соответствии с любым аспектом их мандата - считают уместными".
Стоит особо отметить, что, согласно проекту резолюции, инспекторы могут осуществлять опросы как внутри, так и вне Ирака, могут "содействовать поездкам подлежащих опросу лиц и их семей за пределы Ирака, при этом такие интервью будут происходить без присутствия наблюдателей от иракского правительства".
Инспекторы ЮНМОВИК и наблюдатели МАГАТЭ должны "возобновить инспекции не позднее чем через 45 дней после принятия данной резолюции, а спустя 60 дней после возобновления инспекций доложить об их ходе СБ ООН".
Далее в документе говорится, что власти Ирака должны предоставить инспекторам "неограниченные права въезда в Ирак и выезда из него, право свободного, беспрепятственного передвижения без задержек ко всем объектам, подлежащим инспектированию, а также из них; право инспектировать любые объекты и здания, включая право неограниченного доступа на президентские объекты, которое приравнивается к праву доступа на другие объекты".
Инспекторы наделяются правом создавать "региональные базы и оперативные базы на всей территории Ирака, включая офисы для инспекционных групп в регионах за пределами Багдада".
Инспекторы получают право "доступа к именам всех людей, связанных с программами химического, биологического, ядерного и баллистического оружия Ирака, а также к относящимся к ним научно-исследовательским и производственным мощностям".
При этом безопасность инспекторских групп ЮНМОВИК и МАГАТЭ должна будет обеспечиваться на базах их сосредоточения достаточным контингентом сил безопасности ООН.
Инспекторы наделяются и другими прямо унижающими национальное достоинство любого государства правами, как-то:
- объявлять зоны, закрытые для полетов авиации и движения автотранспорта, а также исключительные зоны и/или наземные и воздушные коридоры, которые будут контролироваться силами безопасности ООН или стран-членов;
- свободно и беспрепятственно использовать любой авиатранспорт, включая беспилотные разведывательные машины;
- забирать или уничтожать все запрещенные вооружения, подсистемы, компоненты, накопители информации, материалы и другие связанные с ними предметы, конфисковывать или закрывать любые производственные мощности или оборудование для производства такового.
Исполнительному директору ЮНМОВИК и генеральному директору МАГАТЭ предписано немедленно докладывать Совету Безопасности о любых фактах вмешательства Ирака в деятельность инспекций, а также о любых нарушениях Ираком своих обязательств по разоружению, включая его обязательства касательно инспекций.
Как только такой доклад поступает в СБ ООН, последний, как предписывает проект резолюции, должен незамедлительно собраться, чтобы "рассмотреть ситуацию и необходимость полного выполнения всех соответствующих резолюций СБ ООН в целях восстановления международного мира и безопасности".
Да, новый документ не предусматривает автоматического использования военной силы в случае нарушения Ираком требований ООН. Однако он обещает Багдаду "серьезные последствия", если тот не "раскроется" вплоть до последнего контейнера, например, с ипритом (если ОМУ у иракцев вообще имеется) и если не выполнит все без исключения вышеупомянутые и весьма унизительные для любого суверенного государства пункты.
Глава российского МИДа Игорь Иванов дипломатично сказал, что он "разочарован" содержанием нового англо-американского документа. В сходных выражениях отозвались о нем французы, с негативным оттенком - китайцы. Ну а независимые наблюдатели и подавно дали волю чувствам. Один из российских политологов, ознакомившись с текстом, пошутил, что инспекторам разве что не предложено установить видеокамеру в личном клозете Саддама Хусейна.
А все остальное в проекте есть. И возможность интернирования за границу, скажем на Гуантанамо, любого иракского чиновника, да к тому же - чтобы он не взбрыкнул при допросах - вместе со всей семьей. И размещение иностранных войск (под флагом ООН) в любых районах Ирака, и возможность уничтожения инспекторами любой военной техники или всего того, что ими будет сочтено опасным. И т.д.
Да, в резолюции нет автоматизма. Но в случае ее принятия в нынешнем или слегка смягченном виде совершенно очевидно, что Багдад на ее выполнение не пойдет. И тогда у Вашингтона появится благовидный предлог предложить сразу же новую резолюцию, благословляющую военный удар. Если же кто-то из "пятерки" постоянных членов СБ наложит на нее вето, то у американцев будут все основания приступить к односторонним действиям.