Ханс Бликс считает, что войны с Ираком еще можно избежать.
Американские дипломаты вручили в понедельник представителям четырех других стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН свой второй вариант проекта резолюции по Ираку. Документ засекречен, но по тому, что уже "утекло" в СМИ, можно предположить: Вашингтон вовсе не желает лишать себя свободы рук в данном сюжете.
По сведениям из дипломатических кругов, новый вариант резолюции хотя и инкорпорировал кое-что из французского, однако по сути оставляет возможность автоматического применения военной силы в случае неподчинения Багдада требованиям ООН. В тексте проекта, в частности, говорится о возможности "серьезных последствий" для Ирака (каких именно, не конкретизировано) в случае каких-то препятствий для работы международных инспекторов по разоружению. Такие же последствия обещаны и в случае, например, обнаружения запасов ОМУ, о которых предварительно не заявили инспекторам иракские власти.
Вчера американский проект получили также представители десяти непостоянных членов СБ. Тем временем в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке начались закрытые дискуссии. Их исход будет известен в ближайшие дни, но уже сейчас очевидно, что американский проект вызывает немало вопросов у представителей трех главных "оппозиционеров" - России, Франции и Китая.
Французы отказались от идеи продвигать свой проект, который предусматривал разделение "иракской операции" на два этапа: инспекционный и - в случае неподчинения Багдада требованиям резолюции - военный, но лишь только после нового обсуждения в СБ ООН. Теперь Париж при поддержке российских и китайских дипломатов пытается довести американский проект резолюции до той кондиции, которая бы устроила постоянных членов СБ и не повлекла за собой применения вето кем-то из них. Что означало бы явный раскол между пятью ведущими державами и наглядную демонстрацию неспособности ООН решать сложные проблемы войны и мира.
После состоявшейся в понедельник в Вашингтоне встречи с генсеком НАТО Джорджем Робертсоном президент США Джордж Буш заявил, что готов вновь попытаться дипломатическими средствами добиться "мирного разоружения" Ирака. Однако тут же заметил, что не верит в такую возможность. "Нью-Йорк таймс" привела мнение одного сотрудника американской администрации, который считает, что Буш "ни на йоту не отошел от своего вывода о том, что Саддам должен уйти".
В этом-то и заключается фундаментальное разногласие между США и поддерживающей их Великобританией, с одной стороны, и другими державами - с другой. Американцы будут "валить" Саддама в любом случае. Даже в том случае, если вдруг случится, что тот пойдет на выполнение всех без исключения требований ООН. У России и других игроков настроения совсем иные. "ЛУКОЙЛ", к примеру, сетует, что ему до сих пор никто не предоставил гарантий, что интересы компании будут обеспечены в случае смены режима в Ираке. У французов, также участвующих в нефтяных проектах, аналогичные опасения.
По словам официальных представителей США, обсуждение нового американского проекта резолюции "проходит прекрасно", однако наблюдатели сомневаются, что это так. Видимо, уже ознакомленные с содержанием нового американского проекта заместители главы МИД РФ Юрий Федотов и Георгий Мамедов заявили в Москве заместителю госсекретаря США Джону Болтону, что для России этот вариант совершенно неприемлем. Как неприемлем любой иной снабженный лишь косметическими изменениями документ, центральной идеей которого станет автоматическое применение силы против Ирака. Таким образом, американцам фактически дали понять, что Москва может воспользоваться в СБ своим правом вето.
То же самое, видимо, в ходе вчерашней встречи с главой группы инспекторов ООН Хансом Бликсом заявил и министр иностранных дел РФ Игорь Иванов. Оба обсуждали вопрос о том, как обеспечить скорейшее направление инспекторов в Ирак, в том числе возможность отбытия туда передовой группы еще до принятия новой резолюции в СБ. Формально Ирак, как считают в Москве, уже не строит этому никаких препятствий.
Российские дипломаты очень хотят найти общий язык с Бликсом. Ведь тот, согласно условиям новой резолюции, должен стать именно тем человеком, который пожалуется в Совет Безопасности ООН, в случае если Саддам Хусейн будет препятствовать новому раунду проверок. То есть от того, что и как сформулирует в экстренной ситуации Бликс, может в будущем зависеть, применят ли США против Ирака военную силу.
Как бы там ни было, в Москве Бликс заявил, что политический потенциал для решения иракской проблемы далеко не исчерпан: "Если иракская сторона окажет помощь в достижении твердой уверенности в том, что оружия массового уничтожения там нет, то войны не будет".
В ситуации, когда новая резолюция может быть поставлена на голосование уже в конце этой недели, важнейшее значение приобретает "сверка часов", которая пройдет между ключевыми лидерами в ходе предстоящего саммита АТЭС. Если политический торг в принципе возможен ("размен" Ирака на Тайвань в варианте с китайцами и на гарантии нефтяных интересов в случае с Россией и Францией), то произойдет он в Кроуфорде, на встрече Буша с Цзян Цзэминем, а также в мексиканском Лос-Кабосе, во время саммита АТЭС.