Бывший президент Сенегала Абду Диуф на саммите в Бейруте назначен главным франкофоном.
Впервые в арабской стране - в Ливане - состоялась конференция Движения франкофонии, объединяющего 56 государств. Причем 41 страна была представлена на уровне глав государств и правительств. Ранее предполагалось, что этот форум состоится еще осенью 2001 года, но из-за трагедии 11 сентября его перенесли на нынешний октябрь. Основной заявленной темой конференции был "диалог культур", однако, как и следовало ожидать, на первое место все же вышел Ирак.
Участники бейрутского форума единодушно высказались за разрешение кризиса в Персидском заливе только в рамках международного права при решающем участии СБ ООН. Было высказано удовлетворение тем, что Ирак согласился принять инспекторов ООН, но в то же время подчеркивалась необходимость выполнения Багдадом всех своих обязательств. Что касается палестино-израильского конфликта, франкофонные государства выступили за немедленное прекращение многолетнего противостояния на основе резолюций СБ ООН. В итоговом документе, выпущенном в воскресенье, также нашли свое отражение вопросы борьбы с международным терроризмом, коррупцией, проблемы демократии и прав человека в ряде франкофонных стран.
Новым генсеком Движения франкофонии избран бывший президент Сенегала Абду Диуф, сменивший на этом посту египтянина Бутроса Бутроса Гали, возглавлявшего организацию с 1997 года. В отличие от своего предшественника на посту главы сенегальского государства самого известного африканского поэта Леопольда Сенгора Диуф показал себя прагматиком, инициатором ряда экономических реформ. При нем Дакар оставался главной военно-политической базой Франции на Африканском континенте. Отсюда и стремление Парижа пролоббировать интересы своего близкого союзника на высоком международном форуме.
Президент Франции Жак Ширак предложил посвятить следующую встречу франкофонов на высшем уровне программам долгосрочного развития стран третьего мира. Эта конференция состоится в столице Буркина-Фасо Уагадугу осенью 2004 г.
Президент Ливана Эмиль Ляхуд подверг самой жесткой критике действия Израиля на палестинских землях, подчеркнув, что результатами стал постоянный рост числа беженцев. Ляхуд в очередной раз осудил решение Израиля превратить Иерусалим в свою столицу. Он также подтвердил "законные планы" своего правительства и далее развивать водный проект на юге своей страны, что стало причиной резкого обострения отношений между Тель-Авивом и Бейрутом (см. "НГ" от 18.10.02).
Тональность выступления ливанского лидера поддержал генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса, заявивший, что Израиль отверг все мирные инициативы арабских стран по разрешению ближневосточного конфликта, выдвинутые на общеарабском саммите в Бейруте в марте этого года. Генсек ЛАГ также подверг жесткой критике политику США на иракском направлении.
Выступление Мусы перекликалось с речью Ширака, заявившего, что встреча в Бейруте должна еще раз продемонстрировать миру опасность "силового вмешательства в дела суверенных государств". Президент Франции напомнил, что Париж предложил СБ ООН собственный план, не предусматривающий силового решения иракского кризиса.
В бейрутском саммите участвовали такие страны, как Болгария, Молдавия, Румыния, Грузия, Польша, Монголия, Мьянма, однако никоим образом не была представлена Россия. Международные и отечественные наблюдатели отмечают "поразительную пассивность" Москвы в этом вопросе. Наверное, в Литве, имеющей с 1999 г. в Движении франкофонии статус наблюдателя, французский язык изучается не в большей степени, чем в России.