-В чем отличие внешнеполитической программы вашей партии от программ прочих правоцентристских сил Латвии?
- Программы всех правоцентристских партий достаточно близки: это членство в НАТО и ЕС. Да, надо было несколько по-другому вести переговоры с ЕС. Более жестко. И нечего было торопиться. На мой взгляд, отношения с Евросоюзом из внешнеполитического фактора плавно перетекли в область внутренней политики. Можно вспомнить известную фразу: "Дурость российских законов компенсируется за счет нерадивости их исполнения". Мы еще даже не подписали документы о вступлении в ЕС, еще не начался переходный период, тем не менее чиновники бегут впереди паровоза и принимают всевозможные нормативные акты, которые принимать нельзя, потому что экономика к этому еще не готова.
- Как смотрит ваша партия на отношения с Россией? Как они будут складываться, на ваш взгляд, после того, как Латвия вступит в НАТО?
- Мы бы хотели иметь добрососедские конструктивные отношения с Россией. Мы не станем поддаваться какому бы то ни было диктату, который пытаются реализовать политическими или экономическими методами. С Россией парафировано большое число договоров: договор о границе, защите инвестиций, избежания двойного налогообложения, социальном обеспечении. Они парафированы, но не подписаны - по вине России.
Нас радует сближение России и Запада. Это увеличивает стабильность нашего региона, увеличивает перспективы хороших отношений России и Латвии. Я очень надеюсь, что вступление Латвии в НАТО сдвинет вперед наши отношения - и ввиду того, что Россия присутствует в "двадцатке", мы там будем вместе сидеть. И с точки зрения того, что борьба с терроризмом является приоритетом и для России, и для Латвии, и для Европы, и для Америки.
В Латвии было множество политических заявлений, которые не способствовали нормальным отношениям с Россией. Мы готовы начать с чистого листа. Есть ряд вещей, которые мы хотели бы увидеть. В частности, совместная декларация об оккупации. Не требуется даже компенсации - просто убрать утверждения, которые достаточно часто звучат в российской Думе, что не было никакой оккупации и СССР принес счастье народу Латвии. Мы готовы тут же после формирования правительства приступить к нормальному диалогу, убрав истерические ноты и спустившись на уровень реальной практической политики.
- Какова позиция вашей партии относительно интеграции русскоязычного меньшинства, проживающего в Латвии?
- С 1998 года, то есть последние 4 года, двери натурализации открыты. Предыдущие правительства, безусловно, должны были сделать больше для того, чтобы люди смогли активнее изучать латышский язык. С пенсионеров вообще надо было бы снять плату за сдачу экзамена. Не хватает латышских детских садов для русскоязычных детей. Отсутствуют специальные программы для русскоязычных родителей, дети которых посещают латышские учебные заведения. Мы считаем, что должно быть лицо в правительстве, в обязанности которого будет входить вопрос интеграции.
Натурализоваться сегодня может практически каждый. Человек в возрасте до 50-60 лет, за исключением тех, у кого патологическая неспособность к языкам, выучить латышский язык может. Другой вопрос - хочет ли. Да, у людей есть обида - в 1991 году не всем дали гражданство. Да, в 1991 году в той ситуации приемлемого для всех решения не было. Наверное, можно было быстрее принять закон о натурализации. Сегодня же ситуация такая, какая она есть, и сегодня можно натурализоваться.
Меня часто спрашивают о том, как я отношусь к праву для неграждан участвовать в муниципальных местных выборах. Я считаю, что не стоит обманывать людей и предлагать им четвертушку прав. Не лучше ли натурализоваться и получить полные права сразу?
- По итогам парламентских выборов второе место заняла партия "За права человека в единой Латвии". Как вы реагируете на их укрепившееся положение в политической системе Латвии?
- К сожалению, существуют все еще люди, которые голосуют просто потому, что кажется, что это "наши". Это неоднородный блок. Там есть, например, коммунисты. Альфред Рубикс заявляет о себе, что он марксист-ленинец. В коалицию с марксистом-ленинцем нашей партии войти сложно. Это не конструктивная оппозиция, которая пытается решить вопрос интеграции. Это оппозиция, которая пытается заработать голоса на нагнетании вот этого: "Ой, в 2004 году закроют русские школы".
Да никто не закроет русские школы в 2004 году! Это миф. В 2004 году старшие классы примерно на 70-75% перейдут на латышский язык, при этом с 1-го по 9-й идет двуязычное образование. Никто не пытается заставить детей забыть родной язык. Наоборот, надо оказать помощь людям, которые не являются некой группой русскоязычных, а среди которых есть русские, белорусы, украинцы, поляки, евреи и бог знает кто еще, сохранить и приумножить знание национальной культуры и традиций. Нельзя всех мешать в одну кучу. У украинцев свои проблемы, у русских - свои, у поляков - свои. Здесь куча нюансов, которые вот этим "русских бьют" как бы нивелируются, и ситуация снова сваливается в Советский Союз без попытки разобраться.
Дети, заканчивающие русские школы, как правило, не владеют свободно латышским языком. Поэтому многие профессии для них закрыты. Незнание латышского языка их дискриминирует. Конечно, детям надо дать право говорить на родном языке. Но кто уполномочен отнимать у них право быть конкурентоспособными на рынке труда? Сегодня же из 400 русских школ очень небольшое количество способно дать хороший латышский язык только за счет внутришкольных ресурсов. Десятки тысяч подростков обречены на более тяжелую жизнь, чем они того заслуживают.
За нас проголосовали достаточное количество этнических нелатышей. Но в Латвии этнические корни человека имеют несоизмеримо меньшее значение, чем в России. Это доказывается составом нашей политической элиты.
Рига-Москва