Прошло уже почти триста лет с тех пор, как российский царь Петр Первый, по словам Пушкина, "прорубил окно" в Европу, способствуя расширению торговли России с Западом. И никогда еще за минувшие триста лет перспективы торговых отношений не были столь многообещающими, как сегодня. Это связано с тем, что никогда раньше не было таких хороших возможностей по расширению этого окна. Никогда раньше стремление России к улучшению условий для торговли и инвестиций не было таким сильным.
От отношений, основанных на взаимном устрашении, мы пришли к отношениям, основанным на взаимных интересах. В декабре прошлого года, когда США и Россия остались при своих мнениях относительно фундаментального вопроса, касавшегося Договора по противоракетной обороне (ПРО), многие ожидали "конца света" в российско-американских отношениях. Но этого не случилось. Мы "согласились не согласиться" по этому вопросу, и США объявили о своем намерении выйти из договора. Россия не одобрила наше решение, но кризиса в российско-американских отношениях не произошло; это не послужило началом новой гонки вооружений. Я никогда не забуду, как я сидел в кремлевском кабинете с президентом Путиным и министром иностранных дел Ивановым, давая разъяснения относительно логики, лежавшей в основе нашей позиции, и намерений президента Буша. Тогда г-н Путин посмотрел на меня и сказал: "Мы не согласны с вами. Мы думаем, что вы не правы. Однако это не изменит основы отношений между нашими странами, поскольку нам предстоит очень важная работа. И в результате этого возникнет новая стратегическая схема".
Теперь, когда мы согласились с наличием у наших стран расходящихся мнений по данному вопросу, эти разногласия остались позади, и мы можем двигаться вперед. В реальности же через полгода после тех событий - вместо начала нового витка гонки вооружений, вместо трещины в наших взаимоотношениях - президенты наших стран в Андреевском зале в Кремле подписали Договор о сокращении стратегических потенциалов, имеющий историческое значение. Они также подписали политическое заявление, которое наполнило российско-американские отношения новым содержанием. В заявлении говорилось, что для нас предметом особого внимания станут сотрудничество и совместные действия по решению задач, стоящих перед нами в XXI веке.
Через несколько дней после этого в Риме президент Буш вместе с нашими союзниками и президентом Путиным участвовал в создании Совета Россия-НАТО, который будет способствовать полной интеграции России в Евроатлантическое сообщество. Новые партнерские отношения России с НАТО и вступление в данную организацию новых членов усилят возможности блока по реагированию на возникающие угрозы безопасности.
Сегодня Россия и США не борются за сферы влияния, а ведут совместную работу в любой точке мира над решением вопросов, вызывающих беспокойство у обеих сторон. Огромная шахматная доска, на которой мировые державы разыгрывали партию холодной войны, опрокинута раз и навсегда. Участие России в системе международных отношений становится все более полным. Все это ведет к беспрецедентному расширению зоны стабильности, протянувшейся от северо-западной части Тихоокеанского региона через США, Атлантический регион и Европу, а дальше через всю Россию в направлении Дальнего Востока. А стабильность способствует развитию бизнеса.
Сегодня США и Россия сотрудничают в деле снижения напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном, в укреплении мира на Балканах, в усилиях по прекращению насилия на Ближнем Востоке и возвращению израильтян и палестинцев на путь переговоров. Мы имеем общую стратегическую цель ликвидировать имеющееся у Ирака оружие массового уничтожения. И вместе работаем над решением этой задачи. В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке мы упорно работаем над продвижением вперед необходимого, по нашему мнению, дипломатического процесса, а именно, над новой резолюцией СБ ООН, еще раз указывающей на невыполненные Ираком обязательства и содержащей предложение об усилении инспекционного режима. Условия этого режима будут определяться СБ, а не Ираком, и, таким образом, у Ханса Бликса будут все полномочия, которые требуются для выполнения необходимой работы. Кроме того, это должна быть резолюция, понятная для всех, и предусматривающая определенные последствия в случае отказа Ирака от выполнения своих обязательств. Обсуждения идут трудно, но, как мне кажется, мы сможем провести такую резолюцию через СБ ООН. Мы должны двигаться вперед, если Совет Безопасности намерен сохранить свою значимость. Вместе с тем не должно быть никаких сомнений относительно решимости США и, полагаю, всех стран мира, включая и Россию, разоружить Ирак. Мы не можем больше закрывать глаза на наличие этой угрозы. Мы должны разоружить Ирак, и президент Буш готов сделать все, что для этого необходимо.
Не является неожиданностью, что между двумя великими державами могут возникать разногласия. Одно из таких разногласий связано с серьезной обеспокоенностью США относительно российского ядерного оружия и технологий производства баллистических ракет, по-прежнему попадающих в Иран. Второе связано с Чечней. Мы полностью поддерживаем стремление России и Грузии к обеспечению своей территориальной целостности, однако мы полагаем, что решение сегодняшней проблемы заключается в политическом диалоге. Российские силы по обеспечению безопасности должны соблюдать международные нормы при проведении своих операций в Чечне, и мы надеемся на то, что будет найдено соответствующее политическое решение. Мы сотрудничаем не только с руководством России, но и Грузии над разрешением трудной ситуации, сложившейся в Панкисском ущелье. Оба этих вопроса - Иран и Чечня (вместе с распространением конфликта на территорию Грузии) - имеют принципиальное значение для обеих наших стран. Мы не можем приуменьшать проблему или закрывать глаза на принципиальные вопросы. И мы можем расходиться во мнениях, но поскольку наша дружба столь крепка, а наши отношения столь прочны, эти расхождения не являются угрозой для них.
Какими бы серьезными и ценными ни были изменения, происшедшие в области международной безопасности, я думаю, что было бы ошибочным определять качество российско-американских отношений исключительно в свете вопросов безопасности. Именно этим все мы занимались в период холодной войны, а теперь он уже позади. Для достижения долгосрочной стабильности не менее важно поднять уровень экономических отношений между нашими странами до уровня наших отношений в сфере безопасности. Вопросы безопасности всегда будут иметь большое значение, но центр тяжести наших отношений с идущей по пути демократии Россией неминуемо должен сместиться на вопросы экономики, торговли и инвестиций. И так оно и будет.
Президент Путин прав, когда говорит о том, что главным условием занятия Россией надлежащего места в XXI столетии будет не ее военная мощь, а экономический рост и интеграция страны в систему мировой экономики. Это совпадает с нашим представлением о будущем: в нем мы видим прочные торговые отношения между Россией и США, а также динамичную Россию, занимающую одно из ведущих мест в мировой экономике. Нам следует отыскать пути развития этого аспекта наших отношений, чтобы сделать то окно, о котором говорил Пушкин, гораздо шире.
То, что является верным для всякой другой страны мира (не важно, маленькой или большой), верно и для России. Торговля и инвестиции стремятся в страны, где для них нет препятствий, где есть предсказуемость ситуации, где уважают права интеллектуальной собственности и где есть ответственное руководство. Капитал - это и гигант, и трус. Если капитал инвестирован с умом, он станет мощным двигателем экономического роста, однако он бежит из тех мест, где царят беззаконие и коррупция, где отсутствует сильное гражданское общество.
Я не сомневаюсь, что если Россия продолжит смело идти по пути политических и экономических реформ, то торговые и инвестиционные потоки будут нарастать. Это для меня так же очевидно, как и то, что день сменяет ночь. Для успешного развития всех коммерческих предприятий необходим надежный источник капитала. Для привлечения и сохранения инвестируемого в Россию капитала правительство России должно твердо придерживаться курса на реформирование банковской и финансовой системы. Диалог между представителями частного и государственного финансового сектора США и России по вопросам, касающимся банковской сферы, способствовал включению в повестку дня ряда реформ, имеющих первостепенное значение. Теперь же настало время осуществить эти реформы на практике.
Еще одним ключевым условием создания здорового и привлекательного инвестиционного климата является защита прав интеллектуальной собственности. Этот вопрос имеет серьезное значение для всей российской экономики, включая и вопрос о вступлении России в ВТО. Приведу лишь один пример: если нарушения прав интеллектуальной собственности будут продолжаться, то у российских артистов просто не будет экономических возможностей для процветания. А это нанесет огромный ущерб не только российской, но и всей мировой культуре.
Я бы также отметил, что президент Буш полон решимости работать с конгрессом США над снятием ограничений, предусмотренных для России поправкой Джексона-Вэника. Это важный вопрос, и мы делаем все для его окончательного решения (и надеемся, что он будет благополучно решен), поскольку очевидно, что цель, поставленная при введении данной поправки, уже достигнута. Мы видели многочисленные подтверждения этого. Российские евреи имеют право на эмиграцию, а государственный антисемитизм стал достоянием прошлого.
Три столетия назад царь Петр Первый изменил ход российской истории, прорубив небольшое окно между Востоком и Западом. Сегодня демократически избранное правительство России готово сделать всю страну открытой для международной торговли и инвестиций. Такими действиями Россия прокладывает себе путь к интеграции с мировой экономикой, обеспечивает себе процветание в будущем и укрепляет мировую стабильность. С нашей стороны администрация президента Буша готова к развитию и расширению партнерских отношений во всех измерениях - в политической области, в деле обеспечения безопасности и в экономической сфере.
Вашингтон