Пока канцлер Герхард Шредер и вице-канцлер, он же министр иностранных дел Йошка Фишер не спеша готовят второе издание своей красно-зеленой коалиции, оппозиционный лагерь христианских демократов все более погружается во внутренние разбирательства. Они разгорелись уже по всем азимутам - между "сестринскими партиями" ХДС и ХСС, их лидерами, отдельными группировками.
Не осталось и следа от мимолетной эйфории, когда по первым итогам голосования кандидат ХДС/ХСС на канцлерский пост баварский премьер Эдмунд Штойбер торжественно провозгласил: "Мы выиграли выборы". Однако по прошествии пары недель в этой среде осознали, что выборы "драматически проиграны", и открыто говорят об этом. Хотя христианские демократы догнали в процентном отношении социал-демократов, главная цель - возвращение к власти - не достигнута.
К тому же стало ясно, что красно-зеленая коалиция - это всерьез, на все четыре года, в течение которых она даже при минимальном парламентском большинстве сможет осуществлять свою политику. Это развеяло последние надежды на то, что ее удастся опрокинуть и "создать в течение года свое правительство", как хорохорился Штойбер. Депутатам ХДС/ХСС придется по-прежнему сидеть в бундестаге, как часто выражаются немецкие СМИ, "на жестких скамьях оппозиции".
Ситуацию обострил "дворцовый переворот". Дело в том, что сразу после выборов председатель крупнейшей партии блока ХДС Ангела Меркель заявила о своей претензии возглавить и фракцию ХДС/ХСС в бундестаге. Вслед за этим она добилась желанного избрания на второй важный пост, директивно удалив с него разъяренного Фридриха Мерца, который возглавлял парламентариев блока последние два года. Соединения двух функций не было у христианских демократов в течение двадцати лет. Оно значительно увеличивает возможности влияния Ангелы Меркель, автоматически делает ее лидером оппозиции, фигурой, противостоящей в бундестаге федеральному канцлеру.
В итоге Эдмунд Штойбер, возмечтавший было остаться и после выборов главной политической фигурой правоконсервативного лагеря, "канцлером про запас", столь же автоматически возвращается на провинциальные круги своя, в Мюнхен. И если потребуется, то востребован будет уже не он, а скорее всего Меркель, не скрывающая амбиций.
Все закономерно. Германия не исключение: проигравшие там тоже ищут виновного неудачи. С каждым днем снаряды все плотнее падают вокруг баварского премьера Штойбера, раз именно он возглавлял поход ХДС/ХСС во власть. Критика исходит в основном из рядов ХДС, крупнейшей силы оппозиции. Многие ее функционеры прямо указывают, что причиной поражения стала правоконсервативная однобокость избирательной кампании и образа Штойбера. Процентное выравнивание ХДС/ХСС с СДПГ достигнуто на выборах главным образом за счет более чем 60% перевеса голосов в пользу баварского премьера в его собственном "королевстве", а в северных и восточных землях страны христианские демократы даже потеряли голоса по сравнению с результатами четырехлетней давности.
Теперь это называют "дефицитом стратегии". По признанию главы ХДС и фракции ХДС/ХСС Ангелы Меркель, в избирательной кампании блока не учитывались в должной мере настроения молодежи, женщин, населения крупных городов и восточногерманских федеральных земель. Претендуя на роль идеолога неолиберального крыла, Меркель призывает накануне ноябрьского съезда партии к модернизации ее ценностей и политики, "ориентации на будущее". В свою очередь, ряд руководителей земельных организаций ХДС развернули дискуссию о необходимости изменить враждебное отношение к "зеленым", представления которых пользуются симпатиями значительной части избирателей.
Все это камни в огород Штойбера. Его партия ХСС обвиняет СМИ в том, что это они, "подавая" Шредера позитивно, а Штойбера негативно, лишили последнего возможности взять верх. Баварский премьер все еще надеется играть серьезную роль на федеральной арене, опираясь, как он выразился, на "особенную силу" ХСС, обретенную в результате выборов. Своим заявлением он явно пытается прочертить границы растущему влиянию Меркель.
Впрочем, этим же обеспокоены и наиболее правые круги в ее собственной партии. Член президиума ХДС министр внутренних дел Бранденбурга Йорг Шонбом резко атаковал лидера: "Мы не должны разбрасываться старым консервативным столовым серебром". Он считает, что "если ХДС обратится к леволиберальным идеям, то консервативные избиратели поищут других представителей", а посему христианским демократам "не следует гнаться за духом времени". Правые в ХДС уже делают ставку на премьер-министра Гессена Роланда Коха, полагая, что в случае успеха на февральских земельных выборах он сможет стать конкурентом Ангелы Меркель.
Очевидно, что свары в консервативном лагере - это только начало. От них можно ждать еще немало неожиданностей. Но уже сейчас ясно, что демонстративное единство ХДС/ХСС во время избирательной кампании не выдержало испытания ее неудачей.