Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми вчера сформировал свой второй, после прихода к власти в апреле 2001 г., кабинет. Трудно назвать правительство новым, поскольку большинство его членов сохранили свои посты. Лишь пятеро министров, в том числе глава оборонного ведомства Накатани, допустивший утечку секретной информации в правозащитную организацию, лишились своих постов. Новым министром обороны стал Сигеру Исиба. Уволен также начальник Управления финансовых дел Янагисаву. Это свидетельствует о проявлении твердого курса Коидзуми на проведение административной и ряда других реформ. Министр иностранных дел г-жа Иорико Кавагути сохранила свой пост. Через две недели она намерена посетить Россию с визитом.
Уже второе десятилетие Япония не может выбраться из экономической депрессии, усугубляемой засильем в госаппарате бюрократии и партийной номенклатуры правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Предшественники Коидзуми обеспечили принятие в 1998 году Основного закона о реформе центральных министерств и управлений. По нему число министерских постов сокращалось с 22 до 12. Закон вступил в силу в январе 2001 г., и таким образом формально реформа административного аппарата состоялась. Однако нужно было преодолеть инерцию прежней системы, особенно сопротивление реформам во всех сферах со стороны влиятельных политиков-тяжеловесов в ЛДП.
За долгие годы единоличного правления либеральные демократы установили такую практику формирования кабинетов, по которой министерские портфели распределялись между фракциями партии в зависимости числа состоящих в них парламентариев, а не по деловым качествам кандидатов на тот или иной пост. Большую роль играли закулисные договоренности лидеров фракций. Из-за перемен в расстановке фракционных сил в ЛДП перетряски кабинета происходили почти ежегодно. Министры сменялись раньше, чем успевали войти в курс проблем. В конечном итоге главную роль в управлении государством стали играть чиновники, а не политики.
Обещание Коидзуми покончить с зависимостью назначения министров от внутрипартийной расстановки сил стало главным фактором, который обеспечил ему победу в апреле 2001 г. на выборах председателя ЛДП, а также избрание на пост премьер-министра.
Опросы общественного мнения показывали беспрецедентную поддержку курса Коидзуми, что позволило премьеру сформировать свой первый кабинет исходя из интересов проведения комплекса реформ, а не только с учетом рекомендаций лидеров фракций в ЛДП. Последние утрачивали свое влияние, но не решались выступать открыто. Тем не менее в прессе звучали советы Коидзуми "уступить партийным тяжеловесам" с целью заручиться и их поддержкой. Нынешние, не слишком значительные изменения в составе японского кабинета произведены прежде всего в соответствии с прежним курсом Коидзуми, по которому без реформ не будет подъема экономики.