Сегодня в английском курортном городе Брайтон заканчивается двухдневный съезд правящей Лейбористской партии. На нем традиционно с докладами выступают лидеры партии, в том числе и нынешний премьер-министр Великобритании Энтони Блэр. В настоящее время лейбористы переживают далеко не самые лучшие времена - партия фактически расколота позицией, которую правительство Блэра заняло по проблеме Ирака. Беспрецедентная ситуация сложилась еще в ходе представления премьер-министром в палате общин правительственного доклада по разработке Ираком оружия массового уничтожения, призванного обосновать необходимость начала военной операции против режима Саддама Хусейна в самое ближайшее время. Тогда премьер-министр подвергался критике со стороны противников силового подхода к решению иракской проблемы, составляющих весомую часть Лейбористской партии. Наоборот, находящиеся в оппозиции консерваторы, изначально призывавшие правительство полностью солидаризоваться с администрацией Буша, поддержали премьер-министра.
Начало съезда лейбористов прошло на фоне многотысячной (по различным источникам - от 150 до 400 тыс. человек) демонстрации противников военной операции в Ираке с участием лишь США и Великобритании. Примечательно, что в ней принимали участие некоторые представители Лейбористской партии, в частности, мэр Лондона Кен Ливингстон.
В эпоху президентства Билла Клинтона по обе стороны Атлантики существовал так называемый "консенсус третьего пути", когда большинство лидеров ведущих государств евроатлантического сообщества, принадлежа к левоцентристским партиям и разделяя соответствующие политические убеждения, придерживались примерно общего видения развития мира. Тони Блэр занимал в этой группе ключевую роль. После прихода в власти в США консервативной администрации Буша этот консенсус нарушился. Тем не менее Блэр продолжал играть важнейшую роль связующего звена, пытаясь быть "своим" как для европейских либералов, так и американских консерваторов. Теперь же позиция, занятая правительством Великобритании по Ираку, приводит к расколу в партии и размывает идеологическую идентичность премьера - к следующим выборам ему уже будет тяжело выглядеть единственным лидером лейбористов.
С другой стороны, раскол в Лейбористской партии и поведение британского правительства в иракском вопросе свидетельствует о все большем стирании идеологических граней между право- и левоцентристами в обществах развитой демократии. Антивоенные демонстрации прошли в конце минувшей недели также в Вашингтоне и Риме. Лейбористское правительство Блэра поступает так же, как консервативные кабинеты Буша и Сильвио Берлускони, получая аналогичную реакцию со стороны общественности.
Раскол в рядах лейбористов - уже третий пример срастания различных традиционных элементов политических систем и образования по сути моноидеологических обществ после президентских выборов в США и особенно последних парламентских выборов в той же Британии, где триумф лейбористов во многом объяснялся заимствованием ими многого из традиционной программы консерваторов. С чем лейбористы выйдут на следующие выборы, и в чем будет отличие их платформы от платформы Консервативной партии, останется ли лидером партии нынешний премьер, пока не ясно. Вероятно, итоги съезда дадут предварительные ответы на эти вопросы.
Пока же правительство Блэра явно не собирается менять свою "проконсервативную" позицию по Ираку. Имеются неподтвержденные сведения, что по завершении съезда лейбористов премьер-министр предполагает отправиться в Москву на встречу с Владимиром Путиным, где, видимо, попытается, используя личные дружеские связи с российским президентом, все же добиться российской поддержки англо-американского проекта резолюции СБ ООН по Ираку.