В Москву вчера приехал министр иностранных дел Индонезии Хассан Вираюда. Это первый визит главы индонезийского внешнеполитического ведомства в Россию за последние 13 лет. Вираюда начал его вчера с посещения Санкт-Петербурга, куда он прибыл после участия в копенгагенском саммите Азия-Европа (ASEM, см. "НГ" от 25.09.02).
Помимо ряда международных проблем и различных аспектов двустороннего сотрудничества Вираяда заявил о намерении обсудить со своим российским коллегой Игорем Ивановым перспективы борьбы с международным терроризмом, т.е. тему, которая, как известно, в Копенгагене была доминирующей.
Сложная внутриполитическая ситуация в стране не позволила президенту Мегавати Сукарнопутри лично принять участие в ASEМ, по этой же причине пришлось переносить и ее давно запланированный визит в Москву. Кстати, подготовка поездки Мегавати в Россию является одной из главных задач московских переговоров Вираюды. Президент сможет приехать в Москву не раньше следующего лета.
Мегавати не рискует покидать Юго-Восточную Азию, опасаясь упустить контроль над радикальными политическими изменениями, происходящими в ее стране. Недавно высший законодательный орган Индонезии Народный консультативный конгресс (НКК) одобрил поправки к действующей Конституции. Отныне выборы президента и вице-президента будут проводиться путем прямых всеобщих выборов в два тура. Ранее, согласно Конституции 1945 года, авторитарной по сути, глава государства и его заместитель избирались членами НКК, причем эта процедура носила формальный характер. В стране заранее было известно, что действующий глава государства не покинет свой пост. Во всяком случае, за тридцать два года своего правления индонезийцев приучил к этому бывший президент Сухарто, ушедший в отставку только в 1998 г.
Введена и другая весьма важная новация. Прекращает существование институт назначаемых членов НКК, призванного олицетворять суверенитет народа. Заканчивается история существования фракций вооруженных сил (полиции) и так называемых профессионально-функциональных групп, составленных по корпоративному принципу. При Сухарто они были надежным инструментом реализации интересов авторитарной власти. Отныне состав НКК станет формироваться исключительно из депутатов Совета народных представителей (индонезийского парламента) и членов провинциальных законодательных органов.
Нельзя не отметить, что НКК провалил попытку ввести в новую редакцию Конституции положения об обязательном соблюдении индонезийскими гражданами-мусульманами законов шариата. На этом настаивали представители исламских партий, в особенности Партии единства и развития, которую возглавляет вице-президент Хамза Хаз. Депутаты в своем большинстве посчитали, что такая поправка поспособствует лишь дальнейшему обострению межконфессиональных противоречий в обществе.
Последние опросы общественного мнения, проведенные, в частности, ведущей джакартской газетой "Компас", показывают, что 70% респондентов не довольны состоянием экономики и социальной сферы. Примечательно, что в их число входят и сторонники президентской демократической партии - "Борьба". Лишь 23% респондентов поддерживают политику правительства по регулированию цен на основные потребительские товары, и только 33% опрошенных считают удовлетворительными меры, принятые по стабилизации национальной валюты - рупии. Подавляющее большинство опрошенных отрицательно оценили ситуацию в области занятности. В стране по-прежнему не имеют работы около 40 миллионов человек. Около половины респондентов сомневаются, что правительство сможет переломить ситуацию в ближайшем будущем.
Со своей стороны, Мегавати открыто признает, что если и были в последнее время достигнуты определенны результаты в плане предотвращения дезинтеграции страны, то у правительства по-прежнему нет "чудодейственного лекарства" для скорого оздоровления национальной экономики. Однако, по мнению президента, последние политические реформы создают предпосылки для решения экономических проблем.