Второй и последний день неформальной встречи министров обороны НАТО в Варшаве целиком был посвящен сотрудничеству альянса с Россией в рамках "двадцатки", согласно подписанной на саммите в мае в столице Италии Римской декларации. Поэтому впервые участвующий в подобного рода встрече глава российского военного ведомства Сергей Иванов по праву чувствовал себя "своим среди чужих".
Оценивая итоги переговоров с Ивановым, генсек НАТО Джордж Робертсон заявил, что они носили весьма откровенный характер и подтвердили прогресс, достигнутый в отношениях между альянсом и Москвой за последние месяцы. Главное внимание было обращено на совместное участие в миротворческих операциях, характер которых в данное время уточняется. По мнению Робертсона, подобная договоренность может стать переломной для сотрудничества обеих сторон.
Естественно, участники варшавской встречи не могли обойти вниманием ситуацию в Грузии. Как сообщил министр обороны Польши Ежи Шмайдзиньский, Сергей Иванов поднял вопрос о присутствии чеченских террористов в Панкисском ущелье, на границе Грузии и России. Министры стран - членов НАТО предложили, чтобы в рамках международной антитеррористической коалиции прошло обсуждение вопроса о том, как можно было бы помочь Грузии в решении этой проблемы.
Министр обороны России также поднял вопрос о вступлении в альянс стран Балтии без их присоединения к адаптированному Договору об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе. По мнению Сергея Иванова, в ином случае может возникнуть правовая дыра, которая будет угрожать стабильности на севере континента. Однако присутствующие отметили, что российский министр не увязал в жесткой форме необходимость присоединения стран Балтии к ДОВСЕ с их предстоящим вступлением в НАТО.
На встрече в Варшаве не удалось сгладить противоречия между США и ФРГ, вызванные антиамериканскими высказываниями в ходе предвыборной кампании в Германии, в частности критикой канцлером Герхардом Шредером американских планов в отношении Ирака. Глава Пентагона Дональд Рамсфелд, выступая на пресс-конференции по итогам варшавской встречи, назвал отношения между США и ФРГ "омраченными". Накануне Рамсфелд демонстративно покинул вечерний прием в честь участников встречи, когда слово для выступления взял министр обороны ФРГ Петер Штрук.
Неформальная встреча министров обороны стран Североатлантического альянса и России - последний на таком уровне и весьма важный форум накануне намеченного на ноябрь Пражского саммита, где будет принято решение о второй волне расширения этой организации. В Варшаве главы военных ведомств государств - членов альянса согласовали окончательные позиции относительно темпов продвижения НАТО на восток и определились с тем, кто из девяти стран-кандидатов будет приглашен в состав Североатлантического блока. Все эти вопросы обсуждались за закрытыми дверями. А на десерт натовским министрам достались необременительные и ни к чему не обязывающие разговоры с Сергеем Ивановым относительно деятельности "двадцатки".
Неформальная встреча в Варшаве была, по сути, последней возможностью для Москвы четко и однозначно выразить свое негативное отношение к предстоящей экспансии натовской военной машины и предупредить о возможности ответных мер оборонного и политического характера. Но каких-либо сюрпризов от министра обороны РФ не последовало. Впрочем, Сергей Иванов ранее уже неоднократно заявлял о том, что предстоящее расширение НАТО и возможное вступление стран Балтии в альянс лично его не беспокоят, никаких угроз в этом процессе он не видит. Однако с такой позицией категорически не согласен Генеральный штаб Вооруженных сил РФ, где министра-филолога с его хорошим знанием английского языка, но слабо разбирающегося в военных проблемах откровенно недолюбливают и за глаза награждают разными обидными прозвищами. В пику министру начальник Генштаба Анатолий Квашнин в ходе инспектирования войск несколько раз предупреждал об опасности расширения НАТО. Подобного рода фронда даже вынудила Путина специально захватить с собой Квашнина на Римский саммит, где по настоянию президента руководитель российского Генерального штаба сквозь зубы заявил на пресс-конференции о позитивном характере отношений РФ и альянса.
Однако главные проблемы у Кремля еще впереди. Армия не понимает внешнеполитической линии президента, который, в частности, не предпринял абсолютно никаких шагов для того, чтобы попытаться затормозить движение НАТО на восток и воспрепятствовать вступлению в альянс бывших республик советской Прибалтики. Офицерский корпус все чаще сравнивает Путина с Горбачевым. Следствием этого является беспрецедентное падение рейтинга Верховного главнокомандующего ВС РФ в армии и на флоте, в том числе - среди военнослужащих федеральной группировки войск в Чечне. В Вооруженных силах началось зарождение организованных оппозиционных структур. О своем недовольстве Кремлем говорят - пока, правда, в узком кругу единомышленников - даже отдельные командующие войсками военных округов.
Следует отметить, что вступление стран Балтии в Североатлантический альянс предоставляет Геннадию Зюганову (КПРФ) и его более радикальным союзникам, таким, как Виктор Анпилов (РКРП) и Виктор Илюхин (Движение в поддержку армии), уникальную возможность выдвинуть политические лозунги, которые поднимет на свои знамена недовольная армия. Да одна кампания под лозунгом немедленного созыва Всеармейского офицерского собрания для обсуждения накопившихся претензий кадровых военнослужащих к властям предержащим способна сама по себе принести коммунистам миллионы дополнительных голосов.
Таким образом, в преддверии парламентских и президентских выборов левые смогут привлечь на свою сторону симпатии значительной части военного электората. В Кремле, похоже, такой возможностью пока никто не озаботился.
Варшава