В октябре в Канаду прибудет с официальным визитом королева Елизавета II. Ее Величество по-прежнему популярна в Стране кленового листа, за исключением провинции Квебек, которая на этот раз не включена в программу ее визита. Однако королева посетит другую провинцию с крупным франкоговорящим населением - Нью-Брансуик, и этот этап ее поездки грозит вызвать не совсем приятные события.
Дело в том, что франкоязычное население Нью-Брансуика собирается отметить 250-летие депортации англичанами своих предков, проживавших в районе, называвшемся Акадией и охватывавшем территорию нынешней Новой Шотландии с прилегающими землями на побережье Атлантического океана.
Трагедия не сломила этот народ, сумевший сохранить свой язык и культуру и вернуться в Канаду. Акадийцы проживают преимущественно в Нью-Брансуике и в некоторых других приатлантических провинциях. Зла на англичан акадийцы не держат, но хотят, чтобы депортация 10-12 тыс. человек в XVIII веке была официально признана Британской короной как несправедливость.
Попытка депутата от Квебекского блока Стефана Бержерона добиться такого признания в парламенте Канады в ноябре прошлого года провалилась. Сейчас акадийцы ждут, что скажет по этому поводу Елизавета II. Лидер оппозиционной Либеральной партии в парламенте Нью-Брансуика Шон Грэм направил в августе королеве письмо, в котором он подчеркивает, что не требует ни извинений, ни компенсаций, а только признания несправедливости.
Депортации народов в Канаде и других западных государствах случались не только в далеком XVIII веке. Во время Первой мировой войны в Канаде были интернированы украинцы, иммигрировавшие из Галиции, бывшей тогда под властью Австро-Венгрии. Во время Второй мировой войны канадские власти интернировали около 600 итальянцев, 837 немцев и 23 тыс. японцев как выходцев из враждебных государств, способных нанести ущерб безопасности страны.
Сейчас уже доказано, что в лагеря для интернированных были отправлены многие невинные люди. К ним можно отнести выдающегося канадского художника итальянского происхождения Гвидо Нинкери, автора многочисленных витражей, фресок, алтарей и разных украшений монреальских храмов. Он был обвинен в пропаганде фашизма за фреску в монреальской Католической Церкви Божьей Матери Заступницы, на которой был изображен Муссолини. Фреска была посвящена Латеранским соглашениям 1929 года между Святейшим Престолом и итальянским государством, и дуче оказался на ней как политик, который смог достичь этих соглашений. Гвидо Нинкери пробыл в лагере только три месяца и был освобожден благодаря хлопотам местного епископа.
Аналогичная судьба постигла иммигрантов из воевавших с западными союзниками государств в США. Там были отправлены в лагеря либо ограничены в правах 600 тыс. итальянцев, 110 тыс. японцев, 10 905 немцев, а также небольшое число выходцев из Болгарии, Чехословакии, Венгрии и Румынии. Рассказывают, что неприятности в Америке были даже у преподавателей немецкого языка, а в Северной Калифорнии были закрыты школы по изучению итальянского языка и итальянские газеты.
В 90-х годах правительство Канады принесло извинения итальянской общине за интернирование иммигрантов из Италии. Канадцам японского происхождения, у которых вдобавок ко всему было конфисковано все имущество, извинения были принесены двумя годами раньше. Им выплатили после долгих хлопот и протестов компенсацию в 21 тыс. долларов каждому пострадавшему. Главу канадской истории об интернировании выходцев из вражеских государств поспешили закрыть. О ней напоминают иногда канадские украинцы, которые безуспешно требуют извинений и компенсации за депортацию во время Первой мировой войны.
В последнее время вновь заговорили об итальянцах в связи с тем, что фреску с изображением Муссолини в монреальской церкви, возможно, реставрируют за казенный счет. И вот в октябре королевский визит оживит память о депортированных акадийцах. Королевские пиарщики сейчас заняты тем, как уберечь Ее Величество от возможных демаршей и протестов с требованием покаяться в грехах прошлого.
Монреаль