-Господин министр, осталось совсем немного времени до Пражского саммита НАТО, на котором будет принято решение о второй волне расширения. Рассчитывает ли Литва получить приглашение на вступление в альянс?
- С 1994 года, когда Литва официально объявила о своем желании вступить в НАТО, достижение членства в Североатлантическом альянсе является одной из основных целей нашей внешней и оборонной политики. Мы приложили значительные усилия для того, чтобы как можно лучше подготовиться к участию в деятельности альянса. Наши усилия были неоднократно высоко оценены экспертами НАТО. Исходя из этого я вижу повод для оптимизма на счет итогов Пражского саммита.
- Как вы оцениваете степень соответствия литовской армии тем формальным критериям, которые предъявляются к странам, претендующим на членство в НАТО?
- Литовские вооруженные силы вполне соответствуют всем важнейшим критериям, предъявляемым к членам альянса. Мы успешно принимаем участие во всех инициативах, которые были предложены партнерами НАТО, начиная с программы "Партнерство ради мира" и заканчивая инициативами последнего саммита НАТО, проходившего в Вашингтоне в 1999 году.
Как я уже сказал, зарубежные эксперты очень высоко оценили готовность литовских военных подразделений участвовать в международных учениях и операциях. Хочу отметить, что в последние годы все реформы в оборонной сфере мы проводим, прислушиваясь к военным советам со стороны стран НАТО, а также исходя из наших оборонных потребностей и финансовых ресурсов Литвы. Важно, что все планирование расходов на оборону проходит в поиске консенсуса между основными политическими силами Литвы. Основой для этого служит Договор о военной реформе между наиболее влиятельными политическими партиями, который является долгосрочным (до 2004 года) и в котором определены не только основные направления военной реформы, но и говорится о том, что литовский военный бюджет до 2004 года будет составлять не менее 2% от ВВП.
- Как структурно и численно выглядят вооруженные силы Литовской Республики?
- В настоящее время реализуются планы развития вооруженных сил, создаются новые структуры. Поэтому их численность постоянно увеличивается. Планируем, что к 2006 году в она составит около 18 тысяч человек, включая гражданский персонал. Основа нашей армии - сухопутные силы, осью которых является бригада быстрого реагирования "Геляжинис вилкас" ("Железный волк"). Эта бригада к 2006 году будет полностью соответствовать всем стандартам НАТО.
Военно-воздушные и военно-морские силы Литвы немногочисленные, но они в состоянии выполнять все поставленные перед ними задачи. В планах развития ВВС основное внимание будет уделяться созданию системы контроля за воздушным пространством и системы противовоздушной обороны. ВМС наряду с охраной территориальных вод и побережья активно развивают способности по поиску и обезвреживанию мин. Вместе с Латвией и Эстонией создана эскадра минных тральщиков BALTRON, которая, мы надеемся, в ближайшем будущем станет составной частью военно-морских сил НАТО.
Также хотел бы упомянуть, что в настоящее время мы интенсивно развиваем структуры обеспечения армии. Мы очень гордимся тем, что в Литве уже создана система подготовки офицеров и унтер-офицеров, которая вполне соответствует западным стандартам.
- Намерена ли Литва в перспективе развивать военно-техническое сотрудничество с Россией или же будет сделана ставка на приобретение вооружения и военной техники только из западных источников?
- Действительно, в настоящий момент ставка в основном делается на стандарты НАТО (начиная со средств связи и кончая вооружением), и соответственно развитие военно-технического сотрудничества в основном ведется с западными странами. Это закономерно, так как наши вооруженные силы должны соответствовать силам западных партнеров ради более тесного и эффективного сотрудничества в возможных совместных операциях. Но я не исключаю в будущем развития более тесных отношений, и не только в военно-технической области, и с Россией. Об этом мы недавно очень откровенно беседовали с министром обороны РФ Сергеем Ивановым во время его визита в Литву.
- На литовской территории осталась инфраструктура бывшего Прибалтийского военного округа, в том числе аэродромная сеть. Как вы планируете дальнейшее использование этих объектов?
- Большую часть оставшейся инфраструктуры назвать "военными объектами" можно лишь номинально. Во-первых, состояние этих объектов весьма плохое, и, для того чтобы их использовать по назначению, надо вложить большие средства. Во-вторых, такое количество объектов, которое было на территории Литвы, использовать для военных целей нет необходимости, и они уже сейчас перешли (или переходят) под контроль различных гражданских служб и учреждений, в инфраструктуру городов. Мы думаем, что это позитивный процесс.
В военной сфере мы будем использовать такие объекты только исходя из оборонных потребностей Литвы и из наших обязательств в контексте членства в международных организациях. Хочу подчеркнуть, что это не будет направлено против каких-либо государств. Данные шаги носят чисто оборонительный характер.
- Намерен ли Вильнюс присоединиться к Договору об обычных вооруженных силах в Европе? Когда и при каких условиях это может произойти?
- Литва неоднократно и на самом высоком уровне объявляла, что будет рассматривать возможность и условия присоединения к этому Договору, как только он станет открытым для присоединения к нему новых государств. Пока такой возможности нет, так как не все участники ДОВСЕ ратифицировали изменения, принятые в 1999 году. Я лично верю, что Литва скоро станет участником Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
- Какова ваша позиция в отношении российского военного транзита через литовскую территорию?
- Позиция Литвы по этому вопросу совершенно ясна. Я рад отметить, что наша оценка этой ситуации совпадает с оценкой России. Могу это утверждать после встречи и дискуссий по данному вопросу с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. Со своей стороны, мы будем соблюдать все правила, гибко и не бюрократически смотреть на эту ситуацию. Я не вижу никаких проблем по данному вопросу. Полагаю, что смотреть в будущее тоже можно уверенно, так как я не думаю, что наше членство в НАТО может существенно повлиять на теперешние условия российского военного транзита через территорию Литовской Республики.
- Как вы оцениваете уровень оборонной достаточности группировки Вооруженных сил РФ в Калининградской области?
- Все, что происходит в России, это внутреннее дело самой России. Только Российская Федерация исходя из своей оценки международной ситуации может оценить оборонную достаточность. Наша позиция по калининградскому вопросу такова, что мы хотим иметь отношения с РФ не только в военной сфере. Я уверен, что акцент должен делаться на экономическом развитии Калининградской области, на улучшении там уровня жизни. Наша общая цель - достигнуть, чтобы жители Калининграда не чувствовали себя изолированными в результате интеграции соседних стран в ЕС и НАТО. Мы хотим, чтобы нормальная жизнь калининградцев способствовала укреплению стабильности в регионе.
- Какова может быть реакция Литвы в случае принятия решения на возврат в Калининградскую область российского тактического ядерного оружия как ответного шага Москвы на вступление стран Балтии в Североатлантический альянс?
- Я не думаю, что это может произойти, так как такое решение не имело бы под собой никакой реальной почвы. Последствия такого шага могут быть только негативные. Это не будет способствовать укреплению безопасности и стабильности как в нашем регионе в целом, так и в Калининградской области в частности.
Но я не хочу прогнозировать, что бы было, если бы это было. Я верю в позитивное развитие отношений с Россией и не вижу причин для ухудшения сегодняшней ситуации. Тем более что я рад отметить все возрастающее понимание российскими политиками того факта, что интеграция Литвы в НАТО не окажет негативного влияния на стабильность и безопасность в регионе.
- Как вы оцениваете степень разведывательной активности СВР и ГРУ на территории Литвы?
- Разрешите мне не комментировать этот вопрос.
- По каким направлениям развиваются двусторонние военные контакты между Литвой и Польшей?
- В сфере безопасности и оборонного сотрудничества Польша является одним из основных партнеров Литвы. Мы регулярно проводим консультации по всем актуальным вопросам безопасности с представителями Польши как на политическом уровне, так и на уровне экспертов. На днях в Щецине я встречался с польским министром обороны. Мы посетили командный пункт многонационального корпуса "Север-Восток". Во время этой встречи мы обсудили важнейшие сферы нашего сотрудничества, включая перспективы дальнейшего развития совместного литовско-польского батальона (LITPOLBAT), совместное участие в операции KFOR в Косово, подключение системы наблюдения за воздушным пространством Балтийских стран (BALTNET) к НАТО. Думаю, что перечисленные сферы сотрудничества прекрасно отражают широкий и интенсивный характер наших отношений с Польшей.
- Как вы полагаете, сколько времени потребуется литовской армии для того, чтобы полностью соответствовать стандартам НАТО?
- Как я уже сказал, наши вооруженные силы уже сейчас соответствуют минимальным стандартам НАТО. Иначе мы бы не надеялись получить приглашение вступить в альянс уже в этом году. Но, конечно, мы видим много резервов, и здесь важно уточнить, о какой конкретной сфере наших обязательств мы говорим.
Наши планы и обязательства не являются секретными. До конца этого года мы намерены подготовить на высочайшем уровне один батальон, а к 2006 году - бригаду быстрого реагирования. Мы также будем иметь современные средства контроля воздушного пространства и группы специалистов в различных военных областях, полностью соответствующих всем стандартам НАТО. Все наши планы являются долгосрочными, и пока все идет по графику. Вооруженные силы Литвы будут усовершенствоваться. Основной акцент делается не на количество, а на качество, поскольку каждый член альянса имеет свою специализацию. Это присуще не только НАТО. Ни одна страна не может быть совершенна во всех областях. Мы надеемся, что в будущем Литва найдет свою сферу более глубокой специализации. По этому поводу мы сейчас ведем активные консультации с нашими партнерами.