Визит Игоря Иванова и Сергея Иванова в Вашингтон изначально преследовал цель - обсуждение вопросов, связанных с выполнением Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который был подписан президентами России и США. Однако резкое обострение ситуации вокруг Ирака и Грузии вносит очевидные коррективы в повестку российско-американских дискуссий. Именно эти проблемы и вышли на первый план в публичной риторике двух российских министров и принимавших их американских представителей, включая президента Джорджа Буша. (Масштабные российско-американские переговоры завершились в субботу ночью по московскому времени.)
Судя по словам российских министров иностранных дел и обороны, встреча в Белом доме была посвящена четырем темам: стратегическая стабильность, Грузия, Ирак и борьба с терроризмом в Афганистане. Гости из Москвы с оптимизмом прокомментировали результаты дискуссий, в то время как наблюдатели отмечают остающиеся серьезные разногласия по всем этим проблемам, за исключением разве что Афганистана.
Что касается главной темы визита, то остаются разногласия по вопросам контроля за сокращениями вооружений и самого механизма сокращений. Однако об этом предпочитают не говорить. Россия продолжает выступать за уничтожение, а США - за складирование снимаемых с оперативного дежурства ядерных боеголовок.
В отношении Ирака также нет консенсуса. Российские министры настаивают, что сейчас не следует принимать новую резолюцию по Ираку, а нужно сконцентрироваться на возвращении международных инспекторов по разоружению в Багдад. Вашингтон официально не возражает против возвращения инспекторов. Но на этом совпадение позиций исчерпывается. Американцы настаивают на новой резолюции и параллельно продолжают пропагандировать необходимость смены иракского режима. Одновременно "Нью-Йорк таймс" сообщает со ссылкой на осведомленные источники, что президент Буш изучает детальный план нападения на Ирак.
Заявления российских представителей о совпадении взглядов России и США на проблему терроризма в Грузии уже неоднократно диссонировали с высказываниями и шагами Белого дома. Говоря о возможности ударов по базам террористов на территории Грузии, Россия ссылается на статью 51 Устава ООН "О праве на индивидуальную или коллективную оборону от агрессии". Игорь Иванов вновь напомнил в Вашингтоне о нарушении Тбилиси резолюции 1373 СБ ООН, согласно которой все государства обязаны не только бороться с террористами, но и не допускать их действий со своей территории в отношении других государств.
Чтобы выглядеть убедительно, российские министры предоставили Вашингтону "неопровержимые доказательства" связи официальных представителей Тбилиси с террористами. Ответом на эти документы стало обещание госсекретаря США Колина Пауэлла изучить предоставленные данные. То есть Белый дом не готов публично соглашаться с российской позицией. Более чем символичным дополнением к такому ответу стало известие о новом письме президента Буша своему грузинскому коллеге Эдуарду Шеварднадзе, в котором, как сообщают грузинские источники, выражена твердая поддержка США независимости, суверенитету и территориальной целостности Грузии. Уже эта формулировка достаточно четко показывает, что Соединенные Штаты не поддерживают намерений российского руководства нанести удары по Грузии, чем бы ни объяснялась их необходимость.
Согласно тем же источникам, в послании говорится о результативном сотрудничестве Совета национальной безопасности Грузии с посольством США и представителями американских властей по восстановлению юрисдикции в Панкисском ущелье. Вместе с тем Буш отмечает, что стабильность на Кавказе требует принятия согласованных действий с Россией, чтобы "решить как панкисскую, так и абхазскую проблемы".
Накануне российско-американских переговоров в Белом доме влиятельная газета "Вашингтон пост" опубликовала очень резкую статью по поводу политики Москвы в отношении Ирака и Грузии. Автор статьи приходит к выводу, что говорить о "трансформации" американо-российских отношений преждевременно. Как пишет газета, "г-н Путин вразнос торгует абсурдной пародией принципиальной позиции г-на Буша-младшего по Ираку и Афганистану: он информировал СБ в выражениях, которые сознательно вторили г-ну Бушу-младшему, что война с терроризмом может потребовать одностороннего нападения России на маленькую соседнюю Грузию, бывшую республику Советского Союза, которая бесит Москву простым фактом своего существования как независимого, демократического и прозападного государства. Эта удивительно низкая попытка прикрыть старомодную угрозу военной агрессии провозглашенной г-ном Бушем-младшим новой доктриной упреждающих действий сопровождалась еще более циничным предложением по типу "ты - мне, я - тебе": разрешите России раздавить грузинский суверенитет, намекает г-н Путин, и он, быть может, согласится поддержать разоружение Ирака, на котором настаивает ООН". "Вашингтон пост" далее пишет: "Администрация Буша-младшего согласна с тем, что в Панкиси, возможно, находятся некоторые из операторов "Аль-Каиды", однако доказательств этому недостаточно. В любом случае грузинское правительство явно не заинтересовано в том, чтобы оказывать поддержку террористам "Аль-Каиды" или даже чеченцам; оно с готовностью согласилось на осуществляемую в данное время американцами программу боевой подготовки грузинской армии и не так давно направило 1000 своих солдат для того, чтобы очистить Панкисское ущелье".
Влиятельная газета приходит к выводу, что в действительности Путин "стремится отвлечь внимание от недавней серии военных поражений в Чечне - инцидентов, которые способствовали оживлению дискуссии в России относительно бесполезности кампании г-на Путина по подавлению восстания силой, - и использовать рычаг давления, который ему дает вето России в СБ при голосовании резолюции по Ираку, чтобы добиться сюзеренитета над Грузией, к которому Москва стремилась еще задолго до того, как началась война с терроризмом".
В известной степени статьи в "Вашингтон пост" совпадают с позицией американской администрации. Появление такой публикации накануне переговоров российских министров в Белом доме явно не случайно. Не случайно и появление нового американского письма грузинским властям. Что касается Грузии, уже сейчас можно сделать вывод, что американцы не останутся в стороне в случае начала российской военной операции на территории Грузии. Вопрос только в том, каким образом Соединенные Штаты окажутся вовлечены в это противостояние.
В последнее время очевиден пропагандистский крен во внешнеполитических шагах Москвы. Пытаясь создать видимость близости позиций России и США по Грузии, а также видимость перехода иракской проблемы из военного в дипломатическое русло, Москва может поставить под удар свой внешнеполитический авторитет.