Сегодня в Германии завершается избирательная кампания. Измотанные и охрипшие политики произносят свои последние речи. Теперь они с содроганием ждут воскресенья, когда свое слово скажет избиратель. С начала последней недели все институты общественного мнения отдавали предпочтение канцлеру Герхарду Шредеру и его красно-зеленой коалиции. Аленсбахский институт "внезапно" открыл преимущество избирательного блока ХДС/ХСС и его лидера, баварского премьера Эдмунда Штойбера, на целых 0,3%. Но в Германии еще не случалось выборов, когда соперничающие кандидаты на канцлерский пост не шли бы в глазах СМИ на финишной прямой "голова к голове".
Для ознакомления с предвыборной ситуацией Ведомство печати и информации правительства ФРГ организовало программу для 300 журналистов из множества стран, в том числе и корреспондента "НГ". В эти дни можно было посетить митинги Штойбера в Бонне и Штутгарте, а Шредера - в Нюрнберге. В своих речах главные соперники, естественно, не хвалят друг друга. В целом избирательная кампания ФРГ проходит без эксцессов. В принципе не создается впечатления, что страна кипит предвыборными страстями. Разве что на митингах, и то весьма организованно, под бдительным оком стражей порядка.
Словно на футболе, "фанатов" политических команд отгораживают друг от друга барьерами. Христианские демократы мобилизуют на выступления своего кандидата по паре тысяч его приверженцев. Кандидат появляется под бравурные звуки оркестра, его встречают плакаты с надписями типа "Я хочу Штойбера!" или "Добро пожаловать, канцлер!". А в секторе оппонентов развертывают белые простыни с обращением: "Эдмунд, оставайся в Баварии, Германии ты не нужен!"
Эдмунд Штойбер выступает под главным девизом "Настало время дел!", имея, наверное, в виду, что правительство Шредера пробездельничало. Баварский премьер поначалу довольно долго полемизирует со Шредером, стараясь ослабить то впечатление, которое производит его соперник на электорат решительной позицией по Ираку. Штойбер уверяет, что никакой опасности в ситуации с Багдадом для немцев нет, что красно-зеленая коалиция играет на страхе перед войной и т.д. И лишь затем Штойбер проходится по регистру внутренней политики, начиная с безработицы и кончая проблемой иммиграции. Поскольку большинство немцев считают, что в Германии осело слишком много иностранцев, ХДС/ХСС пытается выехать на этом коньке.
Конечно, у красно-зеленой коалиции немало ахиллесовых пят. Прежде всего безработица в 4,1 млн. человек. Но есть объективные факторы, препятствующие ее сокращению. Кроме того, она была такой же большой и четыре года назад при правительстве Коля.
Выступление Шредера на десятитысячном митинге на Корнмаркте в Нюрнберге, на котором довелось присутствовать, произвело куда большее впечатление, чем речи его соперника. Председатель СДПГ говорил о проблемах экологии, образования, здравоохранения, сокращения безработицы, обеспечивании социальной справедливости. По его словам, нельзя допустить провокационные силы к делам расширения Евросоюза. А что касается Ирака, то канцлер под аплодисменты митинга подтвердил свою точку зрения, что "нужна не новая война, а новый мир". "Остановить Штойбера!", "Герхард, продолжай!" - отзывалась толпа.
В целом, по данным тех же опросов, в стране нет настроения в пользу смены караула в Берлине. Но это тоже пока без гарантии. Итоги предстоящего голосования могут привести к таким подвижкам в соотношении политических сил в бундестаге, что встанет вопрос о различных коалиционных вариантах, включая, например, красно-зеленое правительство меньшинства при поддержке ПДС и красно-зелено-желтая коалиция с либералами. Но все это прояснится лишь вечером 22 сентября.
Бонн-Штутгарт-Нюрнберг-Берлин