Вчерашней торжественной церемонии в связи с началом работ по восстановлению транскорейских железнодорожной и автомобильной магистралей предшествовал первый в истории визит премьера Японии в КНДР. Проблемы отношений между Токио и Пхеньяном начали решаться накануне старта крупных проектов на Корейском полуострове, когда появилась потребность в финансовом участии в них Японии.
Вторничный визит Дзюнъитиро Коидзуми в Пхеньян был по антуражу сдержанным, но по своей политической и экономической подоплеке весьма драматичным.
У двух азиатских соседей накопились друг к другу застарелые обиды и счета, сведение которых к взаимоприемлемому балансу долгое время представлялось невозможным. Северные корейцы давно выставляли требование о выплате многомиллиардной компенсации за японскую оккупацию Кореи (с 1910 по 1945 год). В свою очередь, японцы упорно настаивали на том, чтобы Пхеньян фактически пошел на самоунижение: признал факт похищения японских граждан северокорейскими спецслужбами в конце 70-х - начале 80-х годов.
Главной сенсацией визита Коидзуми стало то, что верховный вождь КНДР Ким Чен Ир сделал это. Хотя и не повторяя вслед за гостем слово "похищение", тем не менее он де-факто признал вину своих спецслужб. "Это очень ужасные акции... Я выражаю сожаление в связи с этими инцидентами и приношу искренние извинения", - сказал гостю Ким, если верить японским дипломатам.
Тем самым, по сути, снято главное препятствие на пути восстановления двусторонних дипотношений. Ведь два года назад японская сторона пошла на прекращение консультаций об урегулировании отношений после того, как Пхеньян отказался вообще признавать факт похищений. Как сообщили представители северокорейского Красного Креста, из 11 официально "признанных" похищенными японцев в живых остались лишь трое, семеро умерли, а о судьбе одного "данных нет". Пхеньян обещал разрешить троим выжившим выехать на родину.
В японских СМИ сейчас вновь вовсю расписываются истории похищений. Молодых японцев (самой младшей было 13 лет) спецагенты из КНДР похищали на пустынных пляжах Японии, а некоторых даже в Западной Европе, отыскивая жертв среди обучавшихся там студентов. Делалось все это для того, чтобы... заполучить преподавателей японского языка для обучения сотрудников северокорейских спецслужб.
В ходе встречи с Ким Чен Иром Коидзуми в жесткой форме потребовал завершить расследование этих случаев и представить исчерпывающие сведения относительно судьбы похищенных. Ким пообещал.
К этому обещанию Ким Чен Ир присовокупил еще одно: в совместной декларации КНДР "выразила желание продлить свой мораторий на испытания ракет после 2003 года в соответствии с духом декларации". Под "духом" подразумевается выплата Японией Северной Корее компенсации за колониальные страдания. Подразумевается, что это будет осуществляться в форме грантов, гуманитарной помощи, льготных кредитов. По аналогии с финансовым урегулированием аналогичных "колониальных" претензий с Южной Кореей в 1965 году общая сумма завуалированной компенсации может составить не менее 5 млрд. долларов.
Так или иначе, торг начат, и от его исхода будет во многом зависеть, насколько предсказуемым в дальнейшем будет режим КНДР. Как по части ракетной, так и ядерной программы, которые вызывают повышенное беспокойство у японцев и их американских союзников.