Согласие Ирака на деятельность международных наблюдателей ООН, не ограниченную конкретными сроками и объектами, как может показаться, снимает главную причину новой войны в Персидском заливе. Именно изгнание этих наблюдателей, призванных подтвердить отсутствие у Багдада оружия массового поражения, и вызвало нынешний кризис. Более того, такой шаг выглядит основанием для снятия с Ирака других санкций, прежде всего в области экспорта нефти. Это, в свою очередь, позволило бы обладающему огромными нефтяными запасами Багдаду начать широкое международное сотрудничество по восстановлению страны.
И здесь одной из самых заинтересованных сторон выступает Россия. Такой поворот сулит ей и возвращение многомиллиардного иракского долга, и осуществление уже подготовленного (и обещающего еще больше денег) соглашения об экономическом сотрудничестве.
Но ситуация не столь однозначна. Попытка захватить соседний Кувейт (за что на Багдад и были наложены санкции) логично вытекала из природы сложившегося в Ираке режима, а не только из амбиций одного человека. Эта запрограммированность на внешнеполитическую конфронтацию ярко проявилась, когда Ирак задолго до кувейтской авантюры развязал войну с Ираном.
И сегодня нет никаких оснований полагать, что суть иракского режима радикальным образом изменилась. Поэтому, укрепившись, он скорее всего вновь организует какой-нибудь внешнеполитический кризис (например, снова изгнав наблюдателей ООН). И тогда уже вовлеченная в широкое экономическое сотрудничество с ним Россия окажется заложницей ситуации, так как там будут работать уже тысячи наших специалистов.
То, что Багдад в своей внешней политике не склонен консультироваться с Москвой, он недвусмысленно продемонстрировал уже дважды: напав на Иран и оккупировав Кувейт. Так есть ли основания полагать, что в третий раз будет иначе? И тогда Россию в Ираке вместо больших экономических выгод ждут огромные политические издержки.