Руководитель иракского МИДа Наджи Сабри - главный посредник между Саддамом Хусейном и ООН.
Саддам Хусейн согласился выполнить требования СБ ООН и допустить в Ирак международных инспекторов для проверки фактов наличия или отсутствия в стране оружия массового уничтожения или программ по его созданию. И большую роль в этом сыграла российская дипломатия.
Когда в Москве была глубокая ночь (18 часов понедельника по нью-йоркскому времени), телекомпания Си-эн-эн выдала давно ожидавшуюся сенсацию: Кофи Аннан получил письмо из Багдада. В это же время состоялась встреча министра иностранных дел России Игоря Иванова с его иракским коллегой Наджи Сабри, в ходе которой Сабри рассказал Иванову о согласии Багдада с требованием ООН и передал копию послания иракского руководства Генсеку ООН. Кофи Аннан официально объявил журналистам о немедленном начале консультаций по технической стороне проблемы - каким образом начать инспекции.
"Мы приветствуем это решение, - заявил Игорь Иванов. - Россия последовательно добивалась возвращения в Ирак международных инспекторов". "Именно работа инспекторов должна открыть путь к снятию санкций с Ирака", - подчеркнул министр.
Чтобы понять, какова была во всей этой истории роль Москвы, необходимо проследить динамику последних дней, в которые именно в Нью-Йорке, на сессии Генассамблеи ООН, решалась проблема Ирака. Позиция России действительно стала решающей. Игорь Иванов в течение последних двух дней дважды достаточно жестко обрисовал возможные негативные последствия для Ирака, если тот не согласится выполнить требования СБ ООН и принять у себя инспекторов. Американская риторика с обвинениями в адрес Ирака уже набила оскомину, и на нее в Багдаде не реагировали. Решение Буша все же не действовать односторонними силовыми методами, а пойти в ООН изменило ситуацию к лучшему, и оставалось убедить другую сторону - Багдад. Россия начала давление на Ирак. При этом она подключила к этому большое число арабских стран, имеющих тесные контакты с Багдадом. Один за другим в течение двух дней заходили в комнату российской делегации в штаб-квартире ООН арабские министры. Беседовали с Ивановым, естественно, и западные коллеги - британец Джек Стро, француз Доминик де Вильпен, канадец Уильям Грэм. В эти же дни состоялась и серия контактов Иванова и иракского министра Сабри.
После беседы с Ивановым, буквально через сутки, Сабри вновь общался с российскими дипломатами. Российские журналисты стали свидетелями того, как поздним вечером в воскресенье он неожиданно приехал в сопровождении всего трех человек (чтобы не привлекать внимания), а примерно минут через сорок уехал из российского постпредства при ООН в Нью-Йорке. Правда, судя по всему, с Игорем Ивановым он не встречался, а беседовал с другими российскими дипломатами. Министра в этот момент в постпредстве не было. Однако само появление Сабри в российском представительстве через сутки после беседы с Ивановым свидетельствовало, что он получил инструкции из Багдада, которые, по сути, могли бы быть ответом на те требования, которые в последние дни предъявляли практически все страны: выполнить резолюции СБ ООН и допустить инспекторов. В этом вопросе Ирак остался в полной изоляции. И ему пришлось согласиться. Видимо, Сабри в тот момент попросил российских дипломатов подождать заседания высшего совета Ирака, на котором в итоге и было принято решение.
Естественно, сейчас высказываются различные точки зрения. Соединенные Штаты уже заявили, что послание из Ирака Кофи Аннану - лишь тактическая уловка Саддама Хусейна и дело не только в допуске инспекторов, а в наличии у Багдада, как утверждают американцы, оружия массового поражения. Вашингтон надеется на принятие уже в пятницу новой резолюции СБ ООН по Ираку. Однако теперь ситуация изменилась, и, возможно, резолюции не будет. Конечно, согласие Саддама на инспекции крайне разозлило Вашингтон, что и объясняет такую нервную реакцию США. Но жесткая риторика, имевшая основания до последних событий, теперь эти основания практически потеряла.
Россия и многие государства, в том числе и члены СБ ООН, полагают, что никаких новых резолюций не потребуется. По крайней мере Игорь Иванов заявил: "С учетом послания, полученного от иракского руководства, необходимо решить все технические вопросы, связанные с возвращением инспекторов и возобновлением их деятельности. Для этого, с нашей точки зрения, не потребуется никаких новых резолюций. Все предыдущие резолюции действуют. И в них содержатся все условия для развертывания деятельности международных инспекторов. Это первоочередная задача".
Хотя, конечно, исключать вероятность принятия новой резолюции нельзя. Но резолюция резолюции рознь. Однако, как стало известно из российских дипломатических источников, Москва не согласится с принятием такой резолюции, которая автоматически давала бы право применять силу. То есть документ, скажем, подкрепляющий усилия деятельности инспекторов и выполнение предыдущих резолюций, с точки зрения России, можно обсуждать. Однако резолюцию, которая в дальнейшем могла бы быть использована как правовое оправдание для автоматического применения силы в любой момент, в любое время, под любым предлогом, Москва не поддержит. Похоже, что здесь еще предстоят серьезные споры в Совете Безопасности.
Итак, что же будет дальше? Глава комиссии инспекторов ООН Ханс Бликс и его команда могут выехать в Ирак примерно в течение десяти дней - двух недель. Уже вчера комиссия по разоружению начала с иракцами консультации по механизму инспекций. Будут прояснены вопросы мест развертывания, конкретных способов размещения и доставки оборудования и персонала. Как только эти вопросы будут урегулированы, Бликс тут же вылетит в Ирак.
При этом надо исходить из того, что иракцы - люди не простые, и они вполне могут ставить условия, которые вызовут осложнения. Естественно, препятствовать политическому процессу будут и американцы, которые отнюдь не отказались от идеи смены режима в Ираке. Скорее всего они продолжат обвинения в адрес Ирака. И акцент в этих обвинениях они перенесут с фактически проигранного ими вопроса инспекций на другие нарушения Ираком резолюций СБ ООН, не столь острые, как, например, возврат военнопленных и собственности Кувейта, которые были захвачены во время войны 1990 года. Так что сейчас можно говорит лишь о прохождении первого - но очень важного - этапа. Главное, что удалось вывести решение иракского вопроса в политическую плоскость.
Нью-Йорк