На сегодняшний день просматриваются три возможных сценария дальнейшего развития событий вокруг Ирака.
Первое. Багдад соглашается прямо сейчас с допуском международных инспекторов и выполнением предыдущих резолюций СБ ООН.
Второе. Если он не соглашается сейчас, то принимается новая резолюция, и Багдад соглашается впустить инспекторов после ее принятия.
Третье. Если все усилия мирового сообщества по убеждению Ирака не приводят ни к чему, то убеждение перейдет в принуждение. И тогда, как говорят дипломаты, "вся ответственность за последствия ляжет на Багдад". А предотвратить войну уже не будет никакой возможности, да и основания для этого исчезнут.
Постоянные члены СБ ООН на специальной встрече в формате "пятерки" (Россия, Китай, Франция, США и Великобритания) решили приступить к консультациям по новой резолюции по Ираку. Как сообщил в Нью-Йорке глава российского МИДа Игорь Иванов, консультации в самом Совбезе с участием всех постоянных и не постоянных членов начнутся на этой неделе. Возможно, это произойдет уже сегодня или завтра.
Сейчас абсолютно все страны оказывают на Ирак давление с целью вынудить его допустить на свою территорию международных инспекторов для проверки наличия (как утверждают США) или отсутствия (как заверяет Ирак) оружия массового поражения или программы по его созданию. По сути, Багдад оказался в этом вопросе в полной изоляции, что значительно снижает его возможности для маневра. У членов СБ за последние дни выработался общий подход, который озвучил Игорь Иванов: "Ирак должен выполнять все резолюции, принятые ранее Советом Безопасности без каких-либо предварительных условий. И в частности, Ирак должен создать условия для возвращения международных инспекторов и выполнения ими своих функций по вопросам оружия массового уничтожения". Вместе с тем он подчеркнул: "Россия считает, что возвращение инспекторов и их работа откроют путь к снятию санкций" с Ирака, что "также вытекает из резолюции Совета Безопасности ООН".
Кстати, эту позицию он довел и до своего иракского коллеги Наджи Сабри в ходе незапланированной ранее встречи в Нью-Йорке (о ее проведении дипломаты договорились буквально за считанные часы, если не минуты). Ту же мысль до иракского министра доводил и Генсек ООН Кофи Аннан.
Идеальным вариантом было бы скорейшее - в течение одного-двух дней - согласие Багдада на безусловный допуск ооновских инспекторов. В этом случае несколько дней, а скорее - недель, уйдет на определение механизма инспекций и решение чисто технических вопросов, например, переброски оборудования, персонала и т.д. Здесь все понятно - начнутся рутинные проверки, и покуда Ирак не будет им препятствовать, вопрос о войне отойдет на задний план, хотя совсем, вероятно, не исчезнет. При этом наверняка Вашингтон продолжит обвинять Ирак в нарушении прав человека, невыдаче военнопленных и т.д., но главная претензия потеряет свои основания.
Другой вариант. В эти ближайшие день-два Багдад отказывается от безусловного допуска инспекторов. И тогда, возможно, уже сегодня или завтра в СБ ООН начнутся консультации по проекту новой резолюции. Судя по всему, в этот проект войдут положения с требованием к Ираку о выполнении всех предыдущих резолюций ООН и - отдельно, дабы подчеркнуть важность этого конкретного требования, - о допуске инспекторов ООН. При этом новая резолюция, как и большинство предыдущих по Ираку, будет приниматься по главе VII Устава ООН, предусматривающей возможность применения силы с санкции СБ.
Иными словами, невыполнение Багдадом требований этой новой резолюции будет означать возможность принуждения Ирака - в том числе и с помощью военных средств - к выполнению требований мирового сообщества. Но в этом случае - в отличие от односторонней акции США - все будет сделано в рамках международного права. Отношение подавляющего большинства стран, которые сейчас выступают против войны с Ираком, изменится. Не то чтобы они с воодушевлением воспримут военную операцию, но просто согласятся с ней как с крайним методом выполнения резолюции.
Это в полной мере будет касаться и России. При этом в отходе от принципиальных позиций Москву - равно как, скажем, Францию, Китай или арабские страны - упрекнуть будет сложно. Сейчас все они оказывают давление на Ирак с целью согласиться с допуском инспекторов. И, по сути, в этом вопросе Багдад остался в полной изоляции - нет ни одного государства, которое бы поддерживало его в нежелании допустить международных наблюдателей.
Примечательно, что есть как минимум два технических варианта решений Совета Безопасности. Первый - одна резолюция, в которой содержались бы все вышеперечисленные требования и указание на то, что ответственность за все возможные последствия невыполнения их ляжет на Ирак. Иными словами, Багдаду придется столкнуться с перспективой военной операции, причем по решению СБ, то есть под эгидой ООН. Второй вариант предлагает Франция. Париж считает необходимым выпустить сначала одну резолюцию, в которой содержалось бы упоминание конкретного срока ее выполнения, а в случае ее невыполнения - принять вторую, которая фактически и дала бы "зеленый свет" военной акции.
Как бы то ни было, для подготовки и согласования текста резолюции и ее принятия потребуется несколько недель. Сначала работа будет вестись на уровне экспертов, затем постоянных представителей в СБ ООН, затем проект потребует согласования на уровне министров и даже первых лиц государств. И уже потом - финальное согласование в стенах Совбеза и голосование.
Итак, время, прошедшее после речи Джорджа Буша в ООН (в четверг), позволило во многом благодаря спокойной дипломатической работе выпустить пар, накопившийся в иракском котле. Взвешенная позиция России и других постоянных членов СБ - Франции и Китая, чьи подходы близки Москве, оказала воздействие на США. По крайней мере стало ясно, что фон иракской проблемы постепенно сменился с военного на политико-дипломатический, хотя опасность войны в Персидском заливе по-прежнему высока.
Справедливости ради надо сказать, что некоторому успокоению способствовала и сама речь Буша, которая, несмотря на изобилие обвинений в адрес Багдада, все же содержала в себе один очень важный позитивный посыл - Вашингтон решил обратиться к ООН. Это обстоятельство, естественно, нельзя было не использовать. Фактически в ООН состоялся заочный компромисс между сторонниками и противниками военной акции в отношении Ирака. Его результат: военная операция как минимум отложена на более долгий срок при соблюдении норм международного права, а как максимум - появилась надежда, что войны все же удастся избежать. Многое теперь зависит от поведения самого Ирака - гораздо больше, чем еще несколько дней назад, когда Буш и многие члены его администрации давали понять, что вопрос войны - дело решенное.
Нью-Йорк