Президент Путин опередил президента Буша. Джордж Буш предъявил ультиматум Ираку в четверг. Ультиматум Владимира Путина Грузии прозвучал в среду, 11 сентября, - в день, который во всем мире теперь воспринимается как день памяти погибших от рук террористов, день, символизирующий и всеобщую борьбу с терроризмом.
Возможно, такие параллели выглядят натянутыми, однако ход событий последних дней не может не натолкнуть на мысль - чем сильнее проявляется настойчивое желание США нанести удар по Ираку, тем больше Россия говорит о желании наказать террористов в Грузии.
Впрочем, дипломаты ведут себя крайне осторожно и всячески подчеркивают отсутствие какой бы то ни было связи между проблемами Ирака и Грузии. Источники в госдепартаменте США по крайней мере высказались именно в таком духе: никакой связи между позициями России по Грузии и США по Ираку нет. Один из российских дипломатов, с которым беседовал корреспондент "НГ" в Нью-Йорке, сказал по этому поводу: действительно, с американцами нельзя не согласиться - связи никакой нет, а различия весьма заметные, поскольку с территории Ирака не исходит угрозы для Соединенных Штатов, а с территории Грузии террористы постоянно не только угрожают России, но и совершают преступления на российской земле.
На публичном уровне вопрос "иракско-грузинских параллелей" не стоит вообще - на этот счет политиками и дипломатами не сказано ни одного слова. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
Россия практически сразу же после заявления Путина о том, что Москва оставляет за собой "право действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, закрепляющей за каждым государством - членом ООН неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону", официально довела текст этого заявления до мирового сообщества.
Находящийся в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ Игорь Иванов сообщил, что направил письмо председателю СБ ООН с полным текстом заявления президента России по ситуации в Грузии с тем, чтобы это заявление было распространено в качестве официального документа. Также текст заявления Путина направлен и Генсеку ООН Кофи Аннану.
Основная претензия Москвы к Тбилиси - именно к Тбилиси, а не к боевикам, с которыми и так все понятно, - несоблюдение Грузией целого ряда антитеррористических резолюций ООН. "Каждое государство обязано не только бороться с терроризмом у себя дома, но и не допускать действий террористов с территории своих государств в отношении третьих государств", - заявил Игорь Иванов. Именно такое требование содержится в целом ряде документов ООН, в том числе исторической резолюции СБ ООН #1373, принятой после терактов 11 сентября. "И в данном случае, - продолжил глава МИД РФ, - опираясь на Устав ООН, опираясь на соответствующие резолюции Совета Безопасности, конечно, мы этот вопрос будем твердо ставить перед грузинским руководством, с территории которого - и эти факты подтверждаются и международными наблюдателями - регулярно осуществляется проникновение террористических групп, которые совершают преступления на российской территории".
В Уставе ООН, который и составляет основу международного права, прописаны лишь две возможности применения силы в международных отношениях: первое - в случае вынесения соответствующего решения СБ ООН, второе - в случае факта агрессии государство имеет возможность использовать право на индивидуальную или коллективную оборону. К последнему случаю, зафиксированному статьей 51 Устава ООН, и апеллирует российская сторона.
Грузинский узел всегда был достаточно чувствительным вопросом для Соединенных Штатов, однако сейчас, в условиях поиска аргументов для поиска союзников в борьбе с Багдадом, Вашингтону будет весьма трудно объяснить, почему против Ирака, с территории которого террористы не совершают вылазок на американскую землю, необходимо во что бы то ни стало воевать, а базы боевиков в Грузии, откуда в Россию постоянно пробираются боевики, трогать ни в коем случае нельзя. Судя по всему, на это у Белого дома нет ни аргументов, ни времени. Он слишком сконцентрирован на Ираке.
Нью-Йорк